Можно ли считать цифровую трансформацию чем-то, что можно просто купить? Нет, ведь это ориентированный на данные процесс, и в нем ключевое значение имеет наличие правильных продуктов и нужных людей.
Цифровая трансформация — это, пожалуй, одно из самых переоцененных, лишенных конкретики понятий на сегодня. Как и в любой подобное понятие, разные люди вкладывают в него разный смысл. Оно также может обернуться огромным источником стресса и денежных затрат для организаций. Ведь «если вы не занимаете цифровой трансформацией, вашей компании конец, а вы лишитесь своей должности ИТ-директора. Вас ждет провал! Или же неверный выбор в дилемме инноватора» (из книги К. Кристенсена о трудностях, с которыми компании сталкиваются в условиях новых технологий).
Даже если снизить градус запугивания, в мире полно примеров именитых когда-то компаний, которые теперь оказались на обочине из-за неспособности развиваться. И все это мы уже слышали раньше. Так что же в этой сфере нового, и какое отношение ко всему этому имеют большие данные? Немалое, считают в Stratio, испанском стартапе, задавшемся целью дать возможность организациям внедрять у себя цифровую трансформацию на базе технологий больших данных.
Stratio, которая сейчас выходит на публику после работы в скрытом режиме, предлагает ряд продуктов и услуг, помогающих организациям переориентировать бизнес на данные. Гендиректор компании Оскар Мендес на недавней конференции Big Data Spain достаточно подробно осветил тему цифровой трансформации.
Ориентированная на данные цифровая трансформация
Stratio дает определение цифровой информации на основе трех основных элементов: ориентированность на клиента, цифровые каналы с упором на мобильность, а также анализ данных и принятие решений на основе этих данных. Методология компании в отношении цифровой эволюции соотносится с концепцией третьей платформы, предложенной IDC, и Stratio занимает на этот счет довольно категоричную позицию.
Компания утверждает, что для того, чтобы организация имела возможность пройти через цифровую трансформацию, ей необходимо подготовить соответствующую инфраструктуру. Stratio основывает свой подход на больших данных, микросервисах и интеллектуальных дата-центрах.
Продолжающийся процесс перехода на цифровые рельсы привел к взрывному росту количества приложений в любой организации. Изначально эти приложения работали обособленно, но вскоре появилась выраженная потребность в объединении функциональных возможностей различных приложений — так появился принцип Enterprise Application Integration (EAI).
В рамках EAI приложения предоставляют доступ к своим функциям через набор API, к тому же дополнительно вводится уровень оркестровки для комбинирования различных API с целью создания новых приложений. Проблема состоит в том, что несмотря на свою безусловную полезность, методология, в центре которой находятся приложения, не может решить задачу интеграции данных.
Интеграция происходит на функциональном уровне, в то время как данные в каждом приложении хранятся изолированно. И чтобы получить комплексную картину, данные из различных источников приходится перемещать и собирать в т. н. витринах и хранилищах данных, зачастую таких же многочисленных.
Вместо этого в Stratio ратуют за подход, который они называют ориентированным на данные (data-centric). Этот подход строится на масштабировании больших данных и NoSQL-решениях, способных объединить операционные и информационные хранилища данных, на компактных и эффективных микросервисах взамен монолитных систем и на интеллектуальных дата-центрах — все это вместе компания окрестила распределенной операционной системой предприятия (EOS).
Надо признать, что ничего такого революционного ни в одном из этих компонентов нет. Если рассматривать их по отдельности, все они были придуманы не вчера, и технически подкованные организации уже используют их и применяют схожий подход к своей архитектуре. Но ведь далеко не все организации технически подкованы.
Цифровая трансформация — это сервис или продукт?
Коммерческое предложение Stratio состоит из набора продуктов и сервисов. В список продуктов входят базовая платформа Stratio и пакет Stratio Intelligence для анализа корпоративных данных, инструмент Stratio Sparta для обработки данных в режиме реального времени и Stratio Viewer для визуализации данных — все они построены на базе ведущих открытых решений в этой отрасли: Spark в качестве вычислительной платформы, Cassandra, MongoDB, Elastic, Postgres и HDFS — для хранения данных, а DC/OS — в качестве платформы управления дата-центром.
Свое предложение компания аргументирует тем, что для эффективного применения всей этой инфраструктуры требуется большой объем знаний и умений, так что организациям, осознающим необходимость двигаться вперед, но не имеющим возможности сделать это быстро из-за нехватки кадров или ограничений в политике компании, гораздо выгоднее заплатить за готовый пакет решений, который сразу заработает.
Но так ли все просто? Неужели организации могут вот так купить себе билет в цифровую трансформацию? Мендес признает, что ситуация сложнее. Несмотря на то, что он горячий сторонник замены старых решений на новую инфраструктуру, он также отмечает, что вариант «все и сразу» тут не пройдет. Он отдает себе отчет в том, что «вы не просто покупаете продукт, вы вкладываетесь в процесс». Другими словами, услуги тоже придется покупать.
Stratio продает свои продукты вкупе с услугами, призванными помочь организациям постепенно выполнить необходимые преобразования на лету. Первый шаг в этом процессе заключается в анализе существующей базы собственного кода с помощью различных критериев и показателей эффективности, чтобы определить степень ее сложности. В зависимости от результатов этого анализа базу кода можно либо оптимизировать, либо переделать в виде микросервисов.
Мендес сообщил, что из всех показателей эффективности, разработанных Stratio, чаще всего применяется показатель сложности кода, значения которого могут варьироваться от 0 (для идеально чистой реализации) до 100 (для безнадежно запутанной). В среднем для клиентов, с которыми они работали, этот показатель равнялся 82. Это, как отмечает Мендес, является следствием использования систем, применявшихся и обслуживавшихся на протяжении 30 лет, что фактически означает, что их почти невозможно улучшить или перепроектировать.
Здесь в игру вступают бизнес-аналитики, которые совместно с профильными сотрудниками разрабатывают варианты использования системы пользователями и с помощью ИТ-специалистов создают новые, оптимизированные программы. Мендес отмечает, что по его опыту, самыми большими препятствиями на пути к цифровой трансформации организаций являются именно нехватка кадров и инертность корпоративной культуры, а не недостаток в ресурсах.
Эта мысль кажется логичной как с точки зрения интуиции, так и с точки зрения экспертов, что в свою очередь служит обоснованием стратегии Stratio по пакетному предложению продуктов и услуг. Вопрос, разумеется, состоит в том, насколько хорошо эта стратегия расширяется? Возможно, организации со временем наберутся опыта и самостоятельно смогут справиться с цифровой трансформацией с пользой для себя?
Успех несмотря ни на что
Тот факт, что в нагрузку к продукту идут услуги, не имеет никакого отношения к его зрелости, утверждает Мендес: «Продукт вполне зрелый. Наша цель — предложить организациям необходимое им курирование проектов, а затем позволить им самостоятельно продолжить цифровую трансформацию. То же самое изначально делали в SAP: вместе с продуктами клиенты получали консалтинговые услуги, которые помогали им выжать максимум из этого предложения».
SAP — это интересный пример для сравнения со Stratio, так как SAP действительно поспособствовала массовому распространению систем ERP и стала чуть ли не синонимом этого понятия. К тому же SAP также начинала как европейская компания, которая позже стала величиной мирового масштаба. Судя по успехам в их деятельности на данный момент, в Stratio явно вдохновились этим примером.
Stratio едва исполнилось три года: начинала она в Испании в 2014 г. со штатом в 15 человек. На сегодняшний день численность персонала выросла до 170 человек, и компания может похвастать клиентурой со всего мира, в частности, Carrefour, Sony и Telefonica. Решение о включении в коммерческое предложение набора услуг также позволило ей обеспечить себе большую степень самодостаточности: им пока пришлось привлечь лишь 2,3 млн. евро инвестиций. Stratio также заключила партнерские соглашения с такими крупными консалтинговыми фирмами, как Atos и Accenture, что позволило компании расширить круг своих потенциальных клиентов.
И хотя Stratio недавно открыла представительства в Сан-Франциско и планирует расширить свою деятельность как в США, так и за их пределами, она это делает на своих условиях. Мендес пояснил, что компания решила больше не привлекать дополнительных инвестиций, несмотря на имеющиеся возможности, так как хочет развиваться естественным путем и оставить себе контроль за стратегическими решениями.
Даже в плане маркетинга о компании особо не было слышно до недавних пор, так как, цитируя Мендеса, «мы не хотели рекламировать нашу миссию прежде, чем ее удастся выполнить. Но, по всей видимости, мы на правильном пути, раз нам удается заполучить таких клиентов, тем более если учесть, что это они к нам пришли, а не мы к ним».
И в самом деле, еще совсем недавно обнаружить Stratio можно было только по счастливой случайности, да и расшифровать смысл коммерческого предложения компании тоже было непросто: оно выглядело главным образом как попытка конкурировать с различными реализациями Hadoop. Теперь же все стало намного яснее, и в Stratio позиционируют свое предложение как уникальное и не имеющее конкурентов. Остается только гадать, так ли это, и если да, то удастся ли компании достичь успеха, сохранив это преимущество и в будущем.