«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Бессмертное высказывание, с которого начинается «Анна Каренина», актуально на все времена. Более того, применимо оно и для современного бизнеса. Каждая компания стремится стать прибыльной и успешной, однако на пути к цели может столкнуться с различными неожиданными трудностями и сбоями. Помочь в несчастье способно лишь правильное планирование и выбор эффективных инструментов.
Счастье и несчастье бизнеса
Во время громкой распродажи в честь «Дня холостяков» китайский онлайн-ритейлер заработал 1,5 млрд. долл. всего за семь минут. По итогам дня товаров было реализовано примерно на 18 млрд. долл. Любой бизнесмен на планете одобрил бы такие результаты. Все дело в том, что «доход» и «счастье» — синонимы для большинства компаний. По сути, получение дохода — квинтэссенция существования бизнеса. Прочие «маркеры счастья» (развитие, расширение, успех, признание и т. д.) также связаны с увеличением объема доступных ресурсов. Можно сказать, что получается некий фрактал: компания растет, чтобы больше зарабатывать, и стремится больше зарабатывать, чтобы расти.
Если же рассматривать неудачи, с которыми может столкнуться бизнес, то количество возможных сценариев увеличивается. Каждая компания в зависимости от размера, сегмента рынка и целевой аудитории подвержена различным рискам, которые могут обернуться для нее настоящим несчастьем. При этом для каждой компании трагедия будет уникальна.
Однако не стоит забывать, что мы вступаем в новую эру цифровой трансформации, где информационные технологии являются тем фундаментом, на котором строятся все бизнес-процессы. И именно риск потери важных данных и приложений становится основным для бизнеса. Но чем интенсивнее ИТ проникают в бизнес-процессы, тем сильнее возрастают возможные потери от сбоев и вынужденных простоев.
Например, в ноябре 2016 г. сбои в программном обеспечении привели к большим очередям на границе между Белоруссией и Польшей. В пункте пропуска «Брузги» скопилось около 200 легковых автомашин, в «Берестовице» — более 100. При этом даже после прохождения контроля водители были вынуждены стоять в очереди. Подобный инцидент не только был негативно воспринят оказавшимися в очереди гражданами, но также повысил финансовые риски компаний, чьи фуры «встали» на границе и не смогли в срок доставить продукцию.
Не только транспортные системы могут пострадать от проблем с ИТ. В одном из крупнейших российских банков за последнее время, например, произошло несколько сбоев. Во время последнего инцидента некоторым клиентам оказался недоступен сервис онлайн-банкинга, что затрудняло выполнение финансовых операций.
Когда данные на вес золота
По результатам исследования Veeam Availability Report, 70% опрошенных в России руководителей ИТ-подразделений признают наличие проблемы ограниченной доступности, когда возможности компании не соответствуют в полной мере потребностям клиентов. При этом простои в работе приложений стоят российским организациям более 8 млн. долл. в год, час простоя критически важного приложения — 40 тыс. долл., а стоимость данных, потерянных за это время, оценивают в 42 тыс. долл. Проблема ограниченной доступности носит глобальный характер: в целом по миру ее признали 84% опрошенных ИТ-руководителей. Только из-за этого компании теряют более 16 млн. долл. в год. И сбои могут произойти в любой момент.
В конце ноября 2016 г. в Чехии и Словакии почти на два часа перестали работать сервисы крупного провайдера виртуальных услуг. По данным компании, произошла «череда технических случайностей». Из-за недоступности приложений многие клиенты понесли ощутимые потери. Так, курьеры и водители не могли пользоваться навигационными картами, магазинам не удавалось синхронизировать данные со складом и проверить наличие продукции, а онлайн-ритейлеры остались без ценной аналитики, позволяющей отслеживать активность покупателей в период акций. И несмотря на некоторый хэппи-энд (провайдер обещал выплатить компенсации всем пользователям платных продуктов), для самой компании и тех, кто пользовался бесплатными сервисами, ситуация оказалась крайне неприятной.
Другим примером критичности проблем в ИТ является сбой, произошедший год назад в крупнейшей в России независимой системе процессинга платежей. В результате клиенты сотни банков более пяти часов не могли использовать свои банковские карты. Стоит учесть, что от подобных простоев могут пострадать не только частные клиенты, но и бизнес. Если какая-нибудь крупная компания или магазин в течение нескольких часов не сможет обрабатывать платежи, то потери могут исчисляться миллионами и миллиардами. И если онлайн-ритейлер из Китая заработал 1,5 млрд. долл. всего за семь минут, только представьте, сколько бы он потерял за пять часов.
Для минимизации потерь компаниям важно обеспечить надежность и отказоустойчивость ИТ-среды. Сделать это можно лишь при правильном выборе инструментов.
Доступность ИТ без ограничений
Наиболее популярным решением для обеспечения доступности сегодня является традиционное резервное копирование. Многие компании используют его как основной инструмент защиты и послеаварийного восстановления данных. Однако в эру цифровой трансформации этого недостаточно. Сократить количество и продолжительность простоев можно, если комплексно подходить к решению проблемы. Традиционное резервное копирование — лишь один из методов борьбы с последствиями, при этом не самый быстрый. В некоторых случаях бизнес просто не в состоянии позволить себе тратить несколько часов на восстановление работоспособности. Особенно это относится к компаниям, предоставляющим услуги и сервисы 24×7×365.
Есть множество способов сократить риски. Это и постоянный мониторинг ИТ-среды, и репликация данных между серверами, и быстрое восстановление виртуальных машин напрямую из резервных копий — каждая компания может подобрать инструменты, которые максимально отвечают задачам. Более того, сегодня на рынке существуют комплексные решения, совмещающие в себе все описанные выше технологии.
Единое решение для обеспечения непрерывной доступности данных и приложений в виртуальной среде позволяет бизнесу в рамках одного продукта реализовать весь комплекс мер, необходимых для стабильной работы компании. Кроме того, организация может быть уверена в совместимости всех элементов ИТ-инфраструктуры, а обновление ПО и внедрение новых технологий проходит строго по плану. В результате бизнес существенно снижает риски и обеспечивает себе непрерывную работу 24×7×365.
Все счастливые компании похожи друг на друга, и каждая из них несчастна по-своему. Потеря данных может по-разному отразиться на рабочих процессах, и поэтому наличие единого решения обеспечения доступности данных — это важный шаг к успеху в эру цифровой трансформации. Отсутствие сбоев в работе ИТ-систем позволяет экономить средства компании и становится основой для формирования счастливого бизнеса.
Автор статьи — старший региональный директор Veeam по Восточной Европе, России и СНГ.