В последние несколько лет русскоязычный интернет наводнили публикации о победном проникновении цифровых технологий во все поры и щели бизнеса. В геометрической прогрессии растет количество историй успеха, предложений от разработчиков, семинаров и конференций. В гонку цифровых новинок включились все, от небольших команд программистов и стартапов до гигантов ИТ-индустрии. В 2016 г. цифровая трансформация провозглашена аналитиками главным трендом мирового и национальных рынков и главной надеждой бизнесов на выживание. А под конец года Microsoft заявила, что выбрасывает и будет выбрасывать на рынок новые ИТ-инструменты и сервисы ежеквартально.
Но как обстоят дела не на Web-страницах, а в реальности? В уходящем году мы плотно общались с владельцами и управляющими трех-четырех десятков малых и средних компаний. Выборка небольшая. Но достаточная, чтобы сделать вывод: как же все-таки далека от бурлящего потока цифровых чудес основная масса руководителей малого и среднего бизнеса! В чем причина? Некогда оторваться от текучки и заняться ИТ-переоснащением? Да, но не это главное. Дает о себе знать поколенческий разрыв, старым мозгам не угнаться за новыми реалиями? И это правда. Но далеко не вся. Низкая осведомленность, господство ложных предрассудков о дороговизне и ненадежности новых технологий? Это, пожалуй, уже ближе к делу. Изложу свою версию.
История российского бизнеса последней четверти века в чем-то сродни истории моды. Волнами прокатываются по большим и малым компаниям увлечения прогрессивными, сулящими златые горы управленческими новинками. То реинжиниринг, то ребрендинг, то CRM или SMM. При всем тематическом разнообразии, по динамике каждая такая волна похожа на все остальные. Сначала — ажиотажный энтузиазм потенциальных клиентов. В сущности, вполне ожидаемый отклик на миллиардные рекламные вложения. Потом — реальные попытки внедрений, когда новшество приобретают, начинают использовать, пробуют на ощупь и на вкус. И, наконец, фаза затухания волны, когда на смену энтузиазму приходят охлаждение и разочарование. Не усомнюсь, что всегда найдется два-три счастливчика, для которых звезды сойдутся так, что действительно позволят сделать рывок на новом инструменте. Но это исключения. А взглянуть на картину в целом? Кто-то сумел извлечь из новинки крупицы пользы и здравого смысла. Кто-то — потратил деньги впустую. Кто-то — получил по своему бизнесу удар ниже пояса. И все. Занавес! Волна прошла, ждем нового волшебства, новой надежды, нового модного поветрия.
Экономический кризис последних лет сделал бизнесменов более осторожными и менее отзывчивыми на пропаганду управленческих чудес. Но в случае с облачными сервисами дело не только в кризисе. Учит ли чему-то бизнес его собственная история? Конечно, учит. Даже если это не вполне осознается. Особенно стойкая аллергия появляется у людей на чудеса, которыми их однажды уже соблазняли. Сегодняшний технологический бум — не первая, а вторая волна цифровой трансформации. Первая прокатилась в конце
Защитят ли страх и опыт неудач малый и средний бизнес сегодня? Пойдут ли они на пользу при выработке отношения к цифровой трансформации? Или же мы станем свидетелями того, как «пуганая ворона куста боится», а непуганая сядет на куст и склюет все ягоды? Думается, анализ отличий второй волны цифровой трансформации от первой волны и соответствующие выводы — одна из первоочередных тем для сегодняшних размышлений о стратегии развития бизнеса. Сегодня крупные ИТ-издания пестрят историями успеха и оптимистическими прогнозами. А на профессиональных форумах — в большом количестве истории о том, как автоматизация приводит к раздуванию штата и росту затрат на персонал. Для принятия решений нужна информация. Не отдельные удачные истории, не взлетающие по экспоненте кривые продаж ИТ-поставщиков, а статистика удачных и неудачных внедрений в разрезе размеров бизнесов, в разных отраслях и по стране в целом.