Говоря об ИТ-автоматизации системы управления страной, можно назвать тенденцией быстрое повышение роли регионального и местного (муниципального) уровней. Это вполне понятно: если раньше ИТ в системе госуправления были ориентированы на поддержку внутреннего ее функционирования, то в последние годы все большее значение приобретает взаимодействие этой системы с гражданами и бизнесом, которое во многом выполняется как раз «на местах». О том, как работает система ИТ-поддержки работы муниципалитетов, какие тут есть проблемы и как они решаются, заместитель директора муниципального учреждения «Информационно-технический центр» города Рыбинска Сергей Трофимов рассказал обозревателю PC Week Андрею Колесову.
PC Week: Что представляет собой «муниципалитет Рыбинска» как объект ИТ-автоматизации?
Сергей Трофимов: Думаю, что Рыбинск — это довольно типичный представитель средних городов России, тех, что раньше относили к категории «уездные». Рыбинск — второй по величине город Ярославской области площадью около 100 кв. км и с населением чуть меньше 200 тыс. жителей. Он расположен у слияния рек Волги и Шексны, именно тут в
Исполнительной властью на муниципальном уровне является Администрация города, в составе которой восемнадцать отделов и девять департаментов (отдельных юридических лиц). Общая численность сотрудников Администрации — около 400 человек. Департаменты социального блока организуют работу 130 подведомственных учреждений (школы, детсады, учреждения культуры, спорта и соцзащиты). Департаменты имущественного блока и ЖКХ организуют работу инженерных служб, общественного транспорта и коммунальной сферы. В городе 538 улиц, более 10 000 адресуемых домов, в том числе 1500 многоквартирных, свыше 500 км водопроводных трасс, свыше 400 км канализации, 200 км теплотрасс, около 300 км трасс газоснабжения разного давления, 500 км трасс электроснабжения.
В широком плане городское ИТ-хозяйство (мы его называем «ИТ-кластер») включает в себя крупные предприятия и коммерческие ИТ-компании. Что же касается информатизации Администрации, то с 2010 г. за нее отвечает наше муниципальное казённое учреждение «Информационно-технический центр» (МКУ «ИТЦ»).
PC Week: Давайте перейдем непосредственно к задачам автоматизации Администрации города. Расскажите об МКУ «ИТЦ».
С. Т.: В данном учреждении я отвечаю за направление «информатизация», объединяющее три отдела. В отделе «Вычислительная техника, программное обеспечение и локальные вычислительные сети» работают четыре сотрудника, которые администрируют и обслуживают 120 рабочих мест, серверный центр и центр размножения документации. Шесть специалистов отдела «Централизованное администрирование баз данных» занимаются распределением прав доступа пользователей, администрированием и формированием информационных ресурсов. На них же лежат задачи взаимодействия со спущенными сверху государственными и федеральными информационными системами — ГИСами и ФИСами. В отделе «Демонстрационные системы» трудятся два человека, обеспечивающие подготовку оборудования и проведение совещаний, видеоконференций, презентаций, а также формирование фотографической базы объектов и событий города.
PC Week: А что представляет собой информационная городская система?
С. Т.: Начну с аппаратной части. У нас есть серверный центр: три физических сервера и три хранилища данных, из которых формируются необходимые виртуальные серверы. Оптоволокном к этим серверам подключены локальные сети подразделений, расположенных в нескольких административных зданиях в разных частях города. Вместе с ПО это составляет технологический уровень информационной системы Администрации. Уровень информационных ресурсов включает в себя базу пространственных данных и характеристик объектов недвижимости и инженерных сетей на территории города, базу сведений о субъектах (жителях и организациях), базу нормативно-правовых актов. Информационные ресурсы в Интернете представлены на официальном сайте Администрации — rybinsk.ru.
Собственно работа Администрации базируется на использовании муниципальной информационной системы (МИС), которая аккумулирует и предоставляет специалистам департаментов Администрации и предприятий коммунальной сферы информацию, необходимую для городского управления. К основе относится также геоинформационная система (ГИС) «ИнГео» — сегодня она включает более полусотни тематических слоев, собранных в два десятка крупных проектов под нужды департаментов, отделов и учреждений. Начиналось всё со схемы улиц и адресной системы, потом появились земельные участки, генеральный план, правила застройки и землепользования, инженерные сети, схемы уборки города, избирательные участки и пр. Пользователями «ИнГео» являются около двухсот сотрудников отделов и департаментов Администрации и сотня специалистов проектных учреждений и предприятий, эксплуатирующих инженерные сети.
PC Week: Как вы работаете с внешними исполнителями?
С. Т.: Если речь идёт о «поставщиках ВТ и ПО», то «закупаем товары и услуги» по ритуалам
PC Week: Традиционно подобные ИТ-системы всегда были ориентированы на обеспечение внутренней работы сотрудников. Но в последние годы быстро развивается направление взаимодействия с гражданами. Как у вас соотносятся эти части?
С. Т.: Создавая информационную систему, мы ориентировались на задачи эффективного управления городским хозяйством. Наша цель — представить специалистам информацию, с помощью которой они сумеют снизить расходы бюджета на управление городским хозяйством и увеличить доходы от управления муниципальным имуществом. Эти задачи реализуются исключительно на инициативе и самосознании, без какого-либо руководства со стороны верхних уровней. Что, возможно, и к лучшему...
Да, в последние годы активно развивается взаимодействие с гражданами. Но как раз тут возникает проблема: слишком сильно нас «регулируют» сверху всяческими документами, которые это взаимодействие регламентируют. Модуль СЭД «Обращения граждан» и раздел официального сайта «Интернет-приёмная» обеспечивают исполнение
Есть еще и третье направление нашей работы, которое сейчас требует, пожалуй, наибольших усилий, — обязанность муниципалитета участвовать во всевозможных ИТ-проектах федеральных ведомств. ФИАС и ФГИС ТП, ГИС ГМП и ГАСУ, ГИС ЖКХ и ГИС «Энергоэффективность» съедают всё больше и больше времени специалистов муниципалитетов.
PC Week: Как решаются вопросы финансирования ИТ-автоматизации муниципалитета? Каков ваш ИТ-бюджет, как он формируется и расходуется?
С. Т.: Финансирование и оптимизация расходов — это один из ключевых аспектов нашей работы. Подсчёты затрат на приобретение новых вычислительных средств и ПО, на их модернизацию и обновление привели к забавному выводу, что если говорить о долгосрочном периоде (по ходу которого могут быть свои подъемы и спады затрат), то имеют значение две цифры: количество рабочих мест пользователей и количество ИТ-специалистов.
Из нашего опыта получается, что оснащение одного автоматизированного рабочего места (АРМ) пользователя (ВТ + ПО + периферия + вложения в серверное железо и серверное ПО + вложения в сети) сегодня стоит около 70 тыс. руб. Сроком службы такого рабочего места считаем пять лет, то есть в год затраты на содержание АРМ составляют примерно 14 тыс. руб. Таким образом, для Администрации Рыбинска, имеющей 400 АРМ, затраты должны составлять 5,6 млн. руб. в год. Так мы и планируем в наших программах «Развитие МИС».
Источник финансирования для нас — муниципальный бюджет. В 2012 и 2013 гг. такие средства выделялись, в 2014 и
Вторую составляющую затрат на информатизацию — заработную плату ИТ-специалистов — у нас в стране считать не принято, но она существует и весьма значительна. В МКУ «ИТЦ» на ИТ-направлении работает тринадцать человек. В департаментах, которые являются отдельными юридическими лицами, обязанности ИТ-специалистов исполняют еще девятеро. Итого получается, что фонд оплаты труда ИТ-специалистов — 9,46 млн. рубл. в год (22 человека по 430 тыс. руб.). То есть почти в два раза больше, чем затраты на ВТ и ПО.
Таким образом, ежегодную потребность муниципалитета города в сфере ИТ мы оцениваем примерно в 15 млн. руб. Это порядка 7,5% от затрат муниципального бюджета на управление. Профинансировано будет, вероятно, в объёме фонда оплаты труда — 10 млн. руб. Недостаток финансирования — сегодняшняя проблема всех подразделений Администрации, но спецификой ИТ является то, что в бюджете нет статьи «информатизация», так как согласно
PC Week: Из общей ситуации в стране и из вашего рассказа видно, что в последние два-три года в вашей работе происходят изменения. В
С. Т.: При фактическом обнулении бюджета развития бурно вырос объём работ по планированию, нормированию, отчётности и т. д. и т. п. Частично это «оформительство» инициируется подразделениями внутри муниципалитета, но большей частью порождается как раз
Скажу, что делалось по отдельным направлениям.
Во-первых, к ГИС «ИнГео» подключены все отделы, департаменты и предприятия, эксплуатирующие инженерные сети на основе соглашений об информационном обмене. Каждый участник обязан вводить и актуализировать информацию по своей тематике и имеет право просмотра информации других участников. У геоинформатики в Рыбинске вообще длинная история: создавалась в
Во-вторых, система электронного документооборота (СЭД) реализована на базе решения DocsVision. Участники — все подразделения Администрации, свыше 300 пользователей. Ежегодно обрабатывается около 10 тыс. заданий. СЭД дополнена системой электронного архива (СЭА) собственной разработки, в которую загружено свыше 80 тыс. нормативно-правовых актов, выпущенных Администрацией с 1993 г. по сегодняшний день.
В-третьих, создана система видеонаблюдения на базе ПО «Трассир», которая обеспечивает просмотр, запись и хранение информации с видеокамер, установленных по программе профилактики правонарушений на городских дорогах и улицах в местах массового пребывания людей.
В-четвертых, создан официальный сайт Администрации с распределённой ответственностью подразделений за наполнение контентом.
Планы на будущее — добиваться совместного использования данных всеми этими системами. Исключить затраты времени на параллельный или повторный ввод информации.
PC Week: Давайте теперь посмотрим на ваши системы с точки зрения эффекта и эффективности (имея в виду, что эффект — это получение результата, а эффективность — соотношение результата и затрат). Какие тут у вас показатели и можно ли их улучшать? Можно ли, например, снижать затраты за счет повышения эффективности использования ИТ?
С. Т.: Чтобы говорить об эффективности, вспомним про уровни информатизации: технологическая платформа (ВТ, ПО, ЛВС) и информационные ресурсы (базы данных). Эти уровни находятся в зоне ответственности ИТ-подразделения, и они (априори!) затратны. Мы можем экономить ИТ-бюджет только на закупке ВТ, разработке ПО и формировании баз данных. Но на самом деле такая экономия — это мелочь!
Крупного эффекта для бюджета города можно добиться только на управленческом уровне информатизации. За счёт грамотного использования информации в МИС, с помощью которой можно, например, ставить и решать задачи повышения муниципального бюджета за счет сбора налогов (в первую очередь на недвижимость), снижения затрат на эксплуатацию инженерных сетей, на благоустройство города, уборку и содержание территории. То есть нужно ставить вопрос не о повышении эффективности внедрения и эксплуатации ИТ, а о повышении эффективности управления городом на базе ИТ!
Это — задачи специалистов подразделений Администрации, подведомственных организаций, а они вне сферы ответственности ИТ-подразделения. Причем задачи эти, хорошо ли, плохо ли, но решаются и сейчас. А вот считать экономический эффект от их решения и тем более связывать этот эффект с необходимостью вложений в информатизацию, в укрепление технологической платформы и совершенствование информационных ресурсов мы пока, к сожалению, не умеем.
PC Week: В начале разговора вы сказали об ИТ-кластере города. Как вы общаетесь и сотрудничаете с окружающим ИТ-миром — с местным и мировым ИТ-сообществом, с местным ИТ-бизнесом?
С. Т.: С той частью городского ИТ-сообщества, которая работает в муниципальных подразделениях, общение непосредственное: специалисты подключены к нашим информационным системам, с предприятиями заключены долговременные соглашения об информационном взаимодействии. У ИТ-специалистов крупных предприятий и конструкторских бюро — свои задачи и своя жизнь. Разработчики ПО в городе ориентированы на других заказчиков, а не на нужды муниципалитета. Даже с предприятиями — поставщиками вычислительной техники, периферии, услуг по обслуживанию в условиях контрактного законодательства трудно поддерживать связи.
Связь с ИТ-миром, обмен опытом и впечатлениями обеспечиваются общением в Интернете, в том числе с коллегами из таких же, как наш, городов. Раньше это происходило на площадке ГИС-Ассоциации. Сегодня переместилось в Facebook. Я не в восторге от возможностей этой площадки, но куда деваться?
PC Week: А как вы взаимодействуете с региональными и федеральными ИТ-структурами и ИТ-системами?
С. Т.: На уровне региона появляются проекты, основанные на сотрудничестве с муниципальным уровнем, особенно в последнее время. Организован защищённый канал связи 100 Мбит/с «правительство области — Администрация Рыбинска». Видеоконференцсвязь заменяет частые поездки «в область», экономит бензин и время руководителей муниципалитетов. В региональной информационно-аналитической системе (РИАС), которая изначально создавалась под задачи руководителей области, добавляются сервисы для муниципального уровня. Региональная комплексная информационная система (РКИС) успешно решает задачи запроса информации для оказания государственных и муниципальных услуг, не реализованные в СМЭВ. Работает «связка» областной СЭД (DIRECTUM) c СЭД Администрации Рыбинска (DocsVision), обеспечивающая автоматическую передачу документов между системами.
Одной из наиболее перспективных разработок я считаю Геопортал Ярославской области. Система прав доступа позволяет муниципалитетам размещать информацию об объектах на своей территории и организовывать переходы между изображениями объектов на областном Геопортале и данными по этим объектам на своих сайтах. У информационщиков Рыбинска хорошие деловые контакты как с Департаментом информатизации и связи (ДИС) области, так и с ГБУ «Электронный регион». А в прошлом году я вошёл в Общественный совет при ДИС и стараюсь представлять интересы «муниципалов» вообще, а не только своего города.
Про многочисленные информационные системы федерального уровня могу сказать только то, что специалистам муниципального уровня они отводят роль сугубо «исполнителей».
PC Week: Если подвести итог, то какими вами видятся основные проблемы и как их можно и нужно решать?
С. Т.: Основная проблема — недостаточный бюджет ИТ-направления. К сожалению, ЛПР (лица, принимающие решения) пока не могут в полной мере осознать, что в условиях недостатка ресурсов попытка сэкономить на ИТ-бюджете снижает качество управленческих решений по городу в целом.
Соответственно главную проблему я вижу в том, что в муниципалитете надо решать задачу формирования управленческого уровня информатизации.
PC Week: Спасибо за беседу.