По итогам 2016 г. Amazon Web Services остается лидером облачного рынка с операционной прибылью в 3,1 млрд. долл. при общей выручке 12,22 млрд. долл. (в 2015 г. выручка составила 7,88 млрд. долл.).
У аналитиков имеется беспокойство по поводу бизнеса интернет-торговли Amazon и его дальнейшего роста, но необходимо понимать, что основным средством извлечения прибыли является AWS. Так, если годовая маржа AWS превысила 25%, то маржа североамериканского отделения интернет-торговли Amazon составила 2,95%.
При этом важно отметить, что Amazon раскрывает реальные данные о доходах, а не экстраполяционные оценки. В этом смысле, когда вы оцениваете собственного облачного провайдера, полезно воздать должное прозрачности Amazon. Приняв во внимание сказанное про Amazon, стоит заметить, что дальнейшие сведения о рыночных позициях крупных облачных провайдеров основаны на финансовых отчетах за последние две недели.
Естественно, AWS использует и оценочные данные. Вот что сказал во время телеконференции по экономическим показателям компании за IV квартал финансовый директор Amazon Брайан Олсавски: «Мы чувствуем, что у нас имеется очень широкая база пользователей от стартапов и малого и среднего бизнеса до крупных корпораций и госсектора. Мы продолжаем видеть активный рост во всех этих секторах. Годовой оборот нашего бизнеса сегодня составляет 14 млрд. долл. Мы не сомневаемся, что этот бизнес призван создавать новую функциональность для заказчиков».
Теперь взглянем на позиции других облачных гигантов.
Microsoft заявляет, что объем продаж ее коммерческих облачных сервисов в годовой оценке достигает 14 млрд. долл. Что это значит? Не сразу разберешься, что входит в эту сумму. Официально оборот от коммерческих облачных сервисов оценивается по выручке за последний месяц квартала от Office 365, Azure, Dynamics 365 и других облачных активов с умножением на 12.
Microsoft имеет комплект облачных ресурсов, которые вместе составляют внушительное целое. Компания является очевидным конкурентом АWS, но совершенно иного рода. Microsoft Azure хорошо включается в гибридные облака. Не так сложно перейти от продуктов типа Windows Server на Azure, а Active Directory выглядит почти как облачный шлюз. Вот что говорит CEO компании Сатья Наделла: «В годовом исчислении наш коммерческий оборот от облака сегодня превышает 14 млрд. долл., и мы на пути к достижению цели в 20 млрд. долл. в финансовом 2018 г. Пользователи выбирают Microsoft Cloud по следующим причинам: им нужен глобальный провайдер гипермасштабируемых облаков, которому можно доверять и который удовлетворяет запросам корпоративного уровня. Наряду с облачными серверами, им нужна поддержка гибридных решений, встраиваемых в гипермасштабируемый сервис. Им нужны сервисы повышенного уровня, помогающие выстраивать собственные цифровые ресурсы, связанные с IoT, разработкой корпоративных приложений, продвинутой аналитикой и функциями искусственного интеллекта. Более того и что всего важнее, ИТ- и ИБ-директора, менеджеры по развитию бизнеса и разработчики видят наши преимущества, связанные с операционной согласованностью, производительностью и безопасностью, распространяющиеся на все их цифровые ресурсы, включая облачную безопасность и возможности управления Windows 10, Office 365, Dynamics 365, Enterprise Mobility и Azure».
Это заявление звучит солидно, но я бы поинтересовался реальными продажами Azure за квартал и завершенный финансовый год в плане IaaS.
IBM оценивает свои продажи «как сервис» за IV квартал в 8,6 млрд. долл., на 53% выше, чем год назад. Компания включает сюда продажи «ПО как сервис» (SaaS), «инфраструктура как сервис» (IaaS) и «платформа как сервис» (PaaS). При этом 1,8 млрд. долл. приходится на ее подразделение когнитивных решений (Watson), 1,1 млрд. долл. на сегмент глобальных бизнес-сервисов и 5,8 млрд. долл. на технологические сервисы и бизнес облачных платформ. Хитрость IBM в смысле прозрачности показателей состоит в том, что она объединяет когнитивные вычисления и облако с другими сервисами.
Данные IBM недостаточно ясны ввиду необходимости разделения облака и Watson и разнесения облачных сервисов по разным подразделениям.
Google именуется серьезным облачным конкурентом и ключевым игроком рынка. И Google Cloud Platform (GCP) в комбинации с приложениями и машинным обучением действительно является мощным фактором. Тем не менее, в финансовых показателях компании Google Cloud включается в группу «других доходов».
Google продвигается вперед в своих планах сделать облако более удобным для корпоративных пользователей Windows.
Другие доходы Google в четвертом квартале составили 3,4 млрд. долл., на 62% выше, чем год назад. При этом компания отмечает важную роль выручки от продаж устройств, магазина Google Play и облака Google Cloud.
На телеконференции Google по финансовым показателям компании ее CEO Сундар Пичаи сказал следующее: «В 2016 г. мы сделали огромные шаги в выстраивании своих продуктовых предложений по всем сферам применения GCP. Заказчики нам регулярно говорят, что сегодня мы значительно продвинулись вперед от исходных позиций, и у нас имеются реально дифференцированные предложения по четырем ключевым направлениям: аналитика данных и машинное обучение, безопасность и приватность, инструменты разработки приложений и способность создавать подключенные бизнес-платформы, используя наше недавнее приобретение Apigee».
За 2016 г. Google занесла в категорию других доходов 10,07 млрд. долл. Мы не знаем, как тут разделяются Play, Cloud и аппаратура. Догадываюсь, основной объем продаж сегодня обеспечивают аккаунты Play плюс весомая доля Google Apps.
По сообщению Oracle, ее суммарная выручка от облачных сервисов за шесть месяцев, кончая 30 ноября, составила 2 млрд. долл., что на 11% больше, чем годом ранее. Oracle разбивает ее по категориям SaaS, PaaS и IaaS. Инициатива по объединению с компанией NetSuite продвигается вперед, и облачные доходы Oracle смогут приблизиться к главным игрокам рынка. Прозрачность сведений компании по разным категориям «как сервис» следует приветствовать.