Почему самым ярким символом новый цифровой экономики стал Uber? Хороший вопрос для маркетологов, психологов и социологов. Но факт остается фактом: он им стал. В результате на протяжении последних
Между тем в одной из экспертных групп, готовящих материалы для правительственной программы развития цифровой экономики РФ, разработана стройная теория убер-модели, в которой определен набор необходимых составляющих убер-платформы, ее структура, необходимые ресурсы для проектирования нового бизнеса, и даже алгоритм выведения этого бизнеса на рынок (автор теории — Алексей Павлюц).
Есть только одна загвоздка: на пути от замысла до сверхприбыльного бизнеса лежит неслабая полоса препятствий, состоящая из четырех испытаний. Из четырех проблем, технологично решать которые все четыре разом не научилась ни одна компания в мире. О том, что не научилась, можно с уверенностью заключить из того факта, что мы не знаем ни одной компании, которая штамповала и запускала бы уберы конвейерно, по нескольку штук ежедневно. Перечислим эти проблемы в порядке поступления:
1. Правильно оценить и суметь привлечь в проект высококвалифицированных специалистов, компетентных в таких областях, как информационные технологии; отраслевые продукты, технологии и рынки; технологии привлечения инвестиций и т. п.
2. Сформировать команду, научив всю эту разношерстную компанию разговаривать на одном языке и эффективно работать над одними задачами.
3. Получить необходимое финансирование для запуска проекта.
4. Запустить собственно бизнес, осуществив мгновенный захват рынка.
Основные связанные с этими проблемами вопросы мы уже обсуждали. Хочу лишь отметить, что если научиться брать четвертое препятствие, третье снимется само собой.
Возможна ли технология преодоления последнего, четвертого барьера? Я утверждаю, что возможна. И хочу показать это на примере двух стартапов — Fast and Shine и Neformalno, — которые успешно реализовали один и тот же принцип решения проблемы. Если говорить более корректно, то примеров будет не два, а полтора. Потому что, в отличие от B2С-бизнеса Fast and Shine, Neformalno — это B2B-бизнес, то есть не совсем убер-бизнес. В B2B такого типа проблема времени захвата рынка не столь значима, поскольку функция платформы Neformalno — не сводить покупателей и продавцов, а организовывать и координировать через облако кооперацию работ внутри крупных компаний. И все же время захвата рынка и здесь достаточно значимо для жизнеспособности бизнеса. Почему? Потому что чуть замешкался — и конкурент с более толстым кошельком срисовал идею, вложился в рекламу, начал демпинговать — и, глядишь, весь твой рынок потихоньку и съел.
Итак, две компании. Одна занимается безводной мойкой автомобилей, вторая — разработкой корпоративного бренда и системы бренд-коммуникаций. Обе компании быстро раскрутились, обе успешны, обе быстро растут. Случаен ли их успех? Случайно ли они попали в те
У Neformalno — тоже свой офлайновый продукт, не имеющий близких аналогов в мире: уникальный алгоритм выявления, артикулирования и системной реализации в PR- и HR-проектах и стандартах работы с клиентами смыслов и ценностей бренда. Впервые созданный ими, а значит, исходно монополизированный рынок, мог какое-то время прекрасно чувствовать себя и без платформы. А созданная и развиваемая платформа — лишь повышает эффективность компании, создавая дополнительный отрыв от «догоняющих» попыток конкурентов что-либо перенять и скопировать.
Итак, один способ взятия четвертого убер-барьера уже существует. По-всей вероятности, этот способ — не единственно возможный. Но он, по крайней мере, найден. Осталось найти и превратить в технологию скоростной способ формирования междисциплинарной убер-команды. Возможно, и технология такая уже кем-то придумана. А, может быть, даже и описана. Кто знает? В наш информационный век подчас изобрести велосипед — проще и быстрее, чем купить его в спортивном магазине.