Application Programming Interface (API) или интерфейсы прикладного программирования известны специалистам уже не одно десятилетие. Однако в последние годы этот термин стал упоминаться не реже новомодных Big Data и Cloud, заговорили даже о API-экономике. Видимо, учитывая этот интерес, компания Aplana в начале февраля провела семинар на тему «Open API: стабильное интеграционное окружение для работы с партнерами и клиентами».

API-интерфейсы изначально применялись для того, чтобы приложения могли взаимодействовать и общаться друг с другом, независимо от того, на каких платформах они развернуты. А сегодня, когда цифровые технологии проникли во все сферы жизни и благодаря мобильным устройствам стали доступны большинству населения, они способны менять традиционные бизнес-модели в рамках так называемой цифровой трансформации. При этом трансформация охватывает процессы не только самой компании, но и внешних организаций, с которыми ей необходимо взаимодействовать. Однако для этого необходимо, чтобы у нее был доступ к функциям ИС внешних организаций, который и осуществляется посредством API. Пионерами в деле создания таких общедоступных API (Public API) были Salesforce, Amazon, Facebook, Twitter и Google. Благодаря этому их бизнес превратился в своеобразную платформу для приложений множества других компаний, что, по мнению экспертов Gartner, характеризует его принадлежность к API-экономике. К примеру, сервис такси Uber посредством открытых API использует Google Maps в качестве платформы для своего бизнеса.

Как рассказал руководитель центра консалтинга Aplana Владимир Амелин, в прошлом году число опубликованных Public API во всем мире достигло 16 тыс., а к 2020 г. их будет уже более 1 млн. В России их предоставляют «Яндекс», Mail.ru, «Вконтакте», «Одноклассники», в финансовой сфере — Сбербанк, ФК «Открытие», «Тинькофф Банк», ВТБ, а также крупные розничные сети, сервисы госуслуг и открытого правительства. Согласно проведенному опросу, 26% отечественных банков разработали или разрабатывают собственные API, еще 38% планируют сделать это в следующем году. По данным Gartner, 75% банков из мирового списка Top 50 уже имеют собственные открытые API, а к 2018 г. регуляторы половины стран G20 примут стандарты, регулирующие их применение. Разновидностью Public API являются интерфейсы категории Open API, базирующиеся на открытых стандартах и доступные широкому кругу разработчиков, как правило, на бесплатной основе. По словам Владимира Амелина, рост их популярности связан с тем, что все больше компаний видят в них потенциал для развертывания новых бизнес-моделей и понимают, как такие модели монетизировать.

Для их промышленного применения необходимы не только сами API, но и программные средства для управления ими, реализующие корпоративные стандарты безопасности, контролирующие политики и типовые планы использования, квоты, правила доступа к данным, транзакциям и алгоритмам, осуществляющие биллинг и т. д. Ряд подобных инструментов есть в портфеле Aplana — это Tibco Mashery, Mule Anypoint Platform, IBM Connect, Apigee и Dell Boomi, причем, как утверждается, со всеми вендорами у Aplana есть подписанные партнерские соглашения. У каждой из упомянутых систем есть свои сильные и слабые стороны, учет которых помогает выбрать оптимальное решение для каждого заказчика. Некоторые требуют размещения сервера управления API (но не самих API) в публичном облаке вендора, другие допускают локальные или гибридные конфигурации. В широком диапазоне варьируются и их цены. Скажем, довольно дорогой является платформа IBM Connect, но она представляет собой мощный готовый к быстрому развертыванию программно-аппаратный комплекс, который в машине IBM DataPower Gateway на аппаратном уровне обеспечивает информационную безопасность и ряд других важных функций.