IBM приурочила конференцию Genius of Things к состоявшемуся в середине февраля торжественному открытию в Мюнхене глобального головного офиса по проблематике «умных» интернет-вещей Watson IoT. Как рассказала директор подразделения IBM Watson IoT Харриет Грин, создание указанной лаборатории для совместных с клиентами и партнерами инноваций стало одним из этапов четырехлетней инвестиционной IoT-программы IBM стоимостью 3 млрд. долл., запущенной в 2014 г. В мюнхенском центре Watson IoT, инвестиции в который составили крупнейшую за последние 20 лет для европейских проектов IBM сумму 200 млн. долл., будут трудиться около тысячи специалистов.
Впрочем, мюнхенский центр функционирует в рабочем режиме уже около 8 месяцев и за это время число клиентов Watson IoT выросло с 4 до 6 тыс. Столь пристальное внимание IBM к Интернету вещей объясняется тем, что, по мнению многих экспертов, в недалеком будущем IoT станет фундаментом новой промышленной революции. У корпорации есть обширные наработки как в области IoT, так и в когнитивных технологиях, к которым относится и уникальная разработка IBM Watson. Все понимают, что никакой одной компании, даже такой крупной, как IBM, решить все проблемы не под силу: необходимо взаимодействовать и сотрудничать с целой экосистемой партнеров и заказчиков. На открытии центра были представлены некоторые из них, в частности, Avnet, BMW, ABB, BNP Paribas, Siemens, CapGemini, Tech Mahindra, Visa, а также EEBus — европейская организация по стандартизации в области IoT. Как подчеркнул вице-президент IBM по когнитивным решениям и исследованиям Джон Келли, партнерство с ведущими экспертами из разных отраслей позволит соединить их знания и опыт с возможностями облачной платформы IBM Watson IoT Partnering в таких областях, как интеллектуальная обработка сигналов с датчиков, распознавание речи и изображений. Можно только предполагать, почему данный центр IBM решила открыть именно в Европе, а не у себя в США. Возможно ее привлекает наличие здесь мощных промышленных гигантов типа BMW и Airbus. Не ясно также, как это размещение впишется в стратегию нового президента США Трампа по возвращению американских предприятий на родную землю. Впрочем, главная цель центра Watson IoT, как можно было понять из слов его руководителей, не выпуск и продажа конкретных продуктов и решений, а стимулирование их разработки и развертывания партнерами по экосистеме на облачной платформе Watson IoT. Да и проблема с планируемыми в США ограничениями выдачи рабочих виз в Европе просто не возникнет.
Что же может дать соединение технологий Watson и IoT? В многочисленных публикациях о Watson внимание обычно фокусируется на двух темах: победе Watson в телевикторине Jeopardy и использовании этой когнитивной технологии в диагностике и лечении раковых заболеваний. Однако за последнее время сфера ее применения заметно расширилась. С ее помощью анализируется криминальный фон и прогнозируется вероятность совершения новых преступлений, осуществляется персонализация программ раннего обучения детей, ведется перевод текстов с одного языка на другой, даются рекомендации по информационной безопасности. С помощью Watson компания BMW строит интеллектуальную систему поддержки водителя. Как рассказал вице-президент Visa Джим Маккарти, его компания, контролирующая 60% мировых карточных платежей, поставила амбициозную задачу — отвязать платежи от пластиковой карточки и снабдить подобными функциями IoT-объекты разного рода, сделав их по сути своеобразными POS-терминалами. Благодаря интеграции технологии токенов Visa с платформой Watson IoT удастся создать защищенную систему платежей, работающую автоматически, но с разрешения пользователя. К примеру, если показатели IoT-узла автомобиля (ремня генератора или тормозных колодок) свидетельствуют, по мнению Watson, о скором их выходе из строя, автоматически с санкции владельца будет сделан и оплачен заказ новой запчасти и работ в автосервисе по ее замене. Точно так же автомобиль сможет самостоятельно расплачиваться на автозаправке за реально поступивший в бензобак объем топлива. По оценкам экспертов, к 2021 г. к Сети будет подключено 350 млн. автомобилей, а общее число IoT-устройств, которым через пять лет подразделение Watson IoT намерено предоставить доступ к платежным сервисам Visa, составит 20 млрд.
Последний пример иллюстрирует важную особенность технологии Watson IoT, которая при принятии решений опирается не только на параметры отдельного IoT-устройства, но также на показатели, собираемые с других IoT-объектов, а кроме того и на внешние данные, такие как погодные условия, температура и влажность окружающей среды, статистические сведения об аварийности машин с подобными проблемами. Иными словами, учитывается широкий контекст, в котором работает IoT-объект. Наличие столь мощного и постоянно обновляемого информационного шлейфа, сопровождающего данные, регистрируемые IoT-объектами, существенно усложняет их оперативный анализ и требует применения таких интеллектуальных самообучаемых технологий, как Watson. В частности, подобное самосовершенствование заложено в систему обеспечения безопасности Watson IoT, которая способна анализировать риски не только в статике, но и с учетом эволюции угроз, выявляемых на основе общеотраслевой контекстной информации. Иными словами, она может самообучаться.
Концепция контекста довольно интересно была продолжена в рассказе генерального менеджера подразделения Watson IoT Offerings Криса О’Коннора о так называемых цифровых двойниках (Digital Twin) реальных физических объектов, которые можно строить на основе информации, собираемой с входящих в их состав IoT-узлов. Такие виртуальные двойники будут возникать еще на этапе проектирования и изготовления физического объекта, а затем, меняясь в реальном времени, сопровождать изделие на протяжении всего его жизненного цикла. Это позволит оптимальным образом решать множество вопросов диагностики, обслуживания и ремонта, постановки на учет, списания и т. д. И для решения подобных вопросов будет использована не только информация, снимаемая с самого IoT-узла, но и та, что составляет по отношению к нему контекст (когда и кем устройство обслуживалось ранее, каковы были особенности его функционирования до и после обслуживания, в какой окружающей среде оно эксплуатировалось). Концепция цифровых двойников используется, в частности, компанией Airbus при разработке новых моделей лайнеров и для внесения изменений в конструкцию в процессе их эксплуатации.
Весьма любопытным был также разговор о возможности применения технологии блокчейн в Интернете вещей для таких отраслей, как автомобильная и авиационная, где производственный цикл включает множество этапов перемещения и хранения деталей и узлов, а также в логистике. Переход от одного этапа к другому в цепочке поставок (от страхового брокера к таможенному агенту, складу, транспортному средству, доставляющему изделие потребителю) можно рассматривать как набор транзакций, фиксируемых в распределенной главной книге, доступ к которой имеют все участники процесса и содержание которой невозможно откорректировать по чьему-то желанию. Если речь идет о контейнере со скоропортящейся продукцией, то IoT-устройство будет фиксировать длительность прохождения каждого этапа и температурный режим внутри контейнера. Наличие этой информации позволит оперативно с помощью когнитивных технологий корректировать маршрут доставки, а также прозрачным для всех участников образом выявлять виновных в нарушении условий доставки и порче изделий.