«Чтобы управлять хорошо, надо знать, кем и где ты управляешь»
Хосе Марти
Данная статья продолжает серию публикаций, посвященных цифровой трансформации экономики. Предыдущие материалы были посвящены вопросам выбора Россией цифровых дивидендов или технологической ренты и технологии блокчейн.
Трудно не согласится с постулатом о том, что управление — это прежде всего знание об объектах управления. К сожалению, в силу смены парадигмы управления страной с плановой на рыночную, говорить об управлении экономикой не приходится. Сегодня актуальным является выстраивание эффективного регулирующего воздействия со стороны государственных органов. Но каким образом повлияет на это грядущая цифровая трансформация и превращение экономики в «цифровую»?
В настоящий момент модели государственного управления используют стандартную статистику, поступающую в распоряжение органов с временным лагом в три более месяцев. К сожалению, руководство страны и государственные органы фактически не видят ситуацию в режиме онлайн. А значит не смогут точно спрогнозировать, каким образом будут влиять на экономику те или иные предлагаемые законодательные акты и решения, каковы будут конечные результаты.
Решение этой проблемы видится в представлении на государственном уровне модели экономики как кибернетической системы, построенной на базе комплекса различных моделей, учитывающих всю сложность, многофакторность и динамику экономических процессов с учетом рисков и угроз. При таком подходе лица, принимающие решения — компетентные государственные руководители — смогут с высокой долей уверенности готовить регулирующие воздействия и принимать ответственные решения относительно ожидаемого или желаемого состояния экономики.
Постепенный перевод экономических процессов в цифровую среду формирует множество данных, представленных в электронном виде — цифровых образов и следов. Этот колоссальный массив, растущий в геометрической прогрессии, позволяет в динамике формировать новую ценную информацию. Ее ценность лежит в основе определения такой совокупности информации как цифрового актива. Тогда экономические данные в виде цифровых активов, являясь по сути динамическим и оперативным отражением экономических процессов, становятся критически важной информацией.
Это означает, что экономические данные должны собираться и поступать в кибернетическую систему стратегического планирования в режиме онлайн, без участия человека и бюрократической машины. В этом случае можно говорить о создании полноценной, качественной и имеющей доверие «обратной связи» от реальной экономики, поступающей в кибернетическую систему государства.
Нам необходимо вспомнить о том, что государство призвано создавать условия для развития экономики, отвечать за эффективность своих воздействий перед своими гражданами. Для выработки эффективных регулирующих воздействий на экономические процессы, государственные органы должны иметь право на доступ к таким активам, кроме того, необходимо обеспечить их квалифицированную защиту. Уже сейчас становится очевидным, что в формировании цифровых активов, в качественном, безопасном состоянии и предоставления к ним недискриминационного доступа заинтересованы как государство, так и граждане и субъекты хозяйствования.
Возникает необходимость приведения всей оперативной информации в единую систему для формирования цифровых активов и дальнейшего извлечения из них ценности, что позволит обеспечить благосостояние граждан, экономическую выгоду бизнесу и государственное регулирование в целом. Формирование цифровых активов потребует применения системного подхода и упорядочивания взаимодействий субъектов всех уровней. Реализация этого возможна на цифровой платформе — инфраструктурном элементе новой экономической парадигмы.
Можно определить цифровые платформы как информационно-коммуникационные функциональные площадки, на базе которых заинтересованные лица выстраивают свои взаимодействия и формируют экосистему. Платформы могут быть сформированы из простых блоков, реализующих часто используемые функции, сервисы и процессы. Часть из них является глобальными, общими в масштабах экономики, общественных отношений и государственного управления, а часть является специфической, имеющей отраслевую, секторальную направленность.
Такими блоками, формирующими цифровую платформу могут быть блоки идентификации субъектов и объектов, обеспечения достоверности, доверия и безопасности, обеспечения обмена информацией. На платформе возможна реализация принципов и механизмов «единого окна» и прослеживаемости. Многие экспертные вопросы при анализе данных уже может осуществлять искусственный интеллект. Он органично встраивается в киберсистему государственного управления, если для него будет собираться достаточно оперативных данных о реальной экономике.
Цифровые технологии развиваются значительными темпами, а значит, в самое ближайшее время все, что происходит в реальном мире, будет оцифровано и превращено в цифровой актив, хотим мы этого или нет. При этом в течение ближайшего десятилетия платформы станут неотъемлемой частью каждого экономического процесса.
Цифровые платформы уже сейчас позволяют осуществлять, например, следующие бизнес-процессы: поиск клиентов, заключение сделки, НИОКР, промышленный дизайн, промышленная кооперация, логистика, кредитование, проведение платежей, получение страхования и гарантий, оформление ВЭД, учет и отчетность, реклама и маркетинг и т. д.
Таким образом, часть цепочки создания продукта может быть передана в «цифровой аутсорсинг» посредством платформы, часть существующего процесса сможет осуществляться в цифровом виде, ведь уже сейчас имеются возможности по сбору данных с датчиков, установленных в производственном процессе или в процессе доставки (Интернет вещей). Платформа становится для бизнес-сообщества привлекательным инструментом, снижающим затраты, обеспечивающим качество, сроки и предоставляющим неограниченные возможности.
Если государство будет стимулировать развитие платформ (в любых вариантах: государственных, частно-государственных или полностью частных), это позволит постепенно осуществить перевод на новый принцип всех субъектов реальной экономики, а значит даст возможность киберсистеме государственного управления получать достоверные экономические данные — цифровые активы в едином формате, практически в онлайн-режиме и автоматически, без субъективного воздействия человека. Это означает, что в систему с каждым днем будут погружаться все более качественные и достоверные данные.
Создание киберсистемы — не панацея от экономического кризиса, и создание ее — дело не одного года. Но у государства и общества в целом нет времени и ресурсов на эксперименты с экономическими процессами, эксперименты, по сути, с закрытыми глазами.
Киберсистема позволит создать полноценную модель в виртуальном пространстве, на которой можно будет проверить любые идеи и теории, любые законодательные инициативы, в том числе и в фискальной сфере. Она позволит получить вероятностный результат в «лабораторных» условиях, не допуская необдуманных шагов, несущих за собой многомиллиардные риски и неоправданные затраты.
Цифровые технологии предоставляют возможность государству вернуть себе полномочия по влиянию на российскую экономику, не только по факту получения результата, но и на этапе планирования. Сейчас еще можно сделать это собственными силами, на национальных платформах и на базе российских решений.
Об авторах: Максим Аверьянов — директор департамента консалтинга, группа компаний «ЦИТ», Сергей Евтушенко — действительный государственный советник Российской Федерации, Правительство РФ, Елена Кочетова — руководитель проектов, группа компаний «ЦИТ».