Торговля была и остается одной из передовых отраслей экономики в сфере применения ИТ. Одна из причин — высокий уровень конкуренции. Если реклама — это двигатель торговли, то конкуренция — главный двигатель внедрения инноваций! Но есть и другой важный фактор — постоянное повышение требований регулятора. Современные ИТ позволяют вывести государственный контроль в торговле на качественно новый уровень, и государство в полной мере пользуется этими возможностями. О том, как предприятия торговли решают задачи повышения своей конкурентоспособности и соответствия нормативным требованиям с использованием ИТ, обозревателю PС Week Андрею Колесову рассказал директор ИТ-департамента компании «Шамса-Холдинг» Эдгар Алексанян.
PC Week: Чем занимается ваша компания, как она развивалась в последние годы?
Эдгар Алексанян: «Шамса-Холдинг» — региональная компания, работающая в Камчатской области, при этом, конечно, основная часть бизнеса приходится на Петропавловск-Камчатcкий. Как видно из названия, это холдинговая структура с несколькими направлениями работы, но исторически основная сфера — оптовая торговля. Компания начинала бизнес с дистрибуции алкогольной продукции, постепенно спектр товаров расширялся в сторону продуктов питания. У нас самая большая на Камчатке розничная сеть, занимаемся мы и строительством торговых центров, относительное новое направление — развлекательные киноцентры. Нетрудно увидеть, что эти сферы деятельности взаимосвязаны, одно направление довольно логично вытекает из других.
Я понимаю ваш вопрос о развитии компании в последние годы: экономика страны переживает не лучшие времена. Но наш бизнес все это время рос, его спектр расширялся. Нельзя сказать, что у нас было замедление темпов, хотя, возможно, в более благоприятной экономической ситуации динамика была бы выше.
PC Week: Какова роль ИТ в деятельности компании? Что представляет собой ваше ИТ-хозяйство? Оно ведь тоже росло и задач наверняка становилось все больше...
Э. А.: Забегая вперед, скажу, что число ИТ-задач увеличивалось не только за счет расширения нашего бизнеса, но — возможно даже и в первую очередь — в результате роста количества разного рода нормативных требований.
Роль ИТ, можно сказать, довольно традиционная для компаний подобного профиля, это обеспечение функционирования бизнеса. Если — не дай Бог, конечно, — все компьютеры зависнут, то и вся работа встанет. Но по мере роста бизнеса на передний план все больше выходит задача повышения эффективности компании в целом.
Вся ИТ-работа у нас централизована, выполняется в рамках нашего ИТ-подразделения, которое структурно входит в состав управляющей компании, но у каждого бизнес-направления есть свой набор нужных именно здесь ИТ-систем, хотя, конечно, все они в той или иной мере унифицированы. Физическая ИТ-инфраструктура у нас консолидирована: есть большой и малый ЦОДы. Основные системы находятся в большом ЦОДе, который обладает достаточно высоким уровнем отказоустойчивости. Малый ЦОД используется для поддержки некоторых вспомогательных приложений и может применяться как резервный на случай ЧП, в том числе природных катаклизмов (не забывайте, что Камчатка — сейсмоопасный район). Резервный ЦОД не может на 100% заменить основной, но позволит обеспечить непрерывность бизнеса, пусть даже в некотором усеченном варианте.
Мы используем серверы HP Proliant, нас они вполне устраивают по надежности, никаких замечаний нет. Базовая программная платформа — Microsoft, на серверах — Windows Server 2012 и соответственно виртуализация Hyper-V, СУБД — SQL Server 2008. Рабочие станции — в основном Windows 7, но есть и небольшое количество Windows XP, которые мы применяем в варианте изоляции от Интернета (чтобы не пропустить возможные вирусы, так как эта ОС уже не поддерживается Microsoft).
PC Week: Обновлять софтверную инфраструктуру не думаете?
Э. А.: Это имеет смысл, только если она перестает «тянуть» или когда радикально меняется прикладной софт. При этом, конечно, нужно учитывать финансовые аспекты. Сейчас у нас нет нареканий к существующей инфраструктуре, она обладает потенциалом на случай роста нагрузок. Но, разумеется, мы следим за появлением новых продуктов и пока ориентируемся на платформу Windows.
PC Week: А что представляет собой прикладной софт?
Э. А.: Тут у нас основная платформа — «1С:Предприятие», еще версии 7.7. Причем используем мы не тиражные готовые решения, а собственные, самописные. Точнее, применяем конфигурацию «Управление складом», но многое оттуда убрали, многое добавили, в общем, фактически переписали ее под собственные нужды и продолжаем развивать и поддерживать. Кроме того, у нас, конечно, установлена «1С:Бухгалтерия», а относительно недавно мы внедрили решение «1C:WMS. Логистика. Управление складом» компании AXELOT. Есть у нас и ПО не от «1С»: для розницы мы используем систему «СуперМаг» компании «Сервис Плюс», для киноцентра также применяется специализированное решение. В управляющей компании для управления холдингом задействовано фактически написанное нами приложение на базе «1С:Бухгалтерии».
Разумеется, мы в курсе современных разработок фирмы «1С» на базе платформы «1С:Предприятие 8», таких как «1С:ERP» и «1С:Управление холдингом», и рассматриваем вопрос о переходе на них. Но это очень серьезный проект, дело не самого ближайшего будущего. Реализация такого проекта — вопрос совсем не только ИТ и не только финансовых затрат. Дело в том, что эти решения в существенной мере ориентированы на определенные конфигурации бизнеса и на использование стандартизированного набора деловых процессов. До сих пор мы подстраивали ПО под существующую структуру бизнеса, а тут в какой-то мере придется менять эту структуру под программную систему. Короче говоря, переход на более мощное ERP-решение потребует в той или иной степени коррекции самого бизнеса.
PC Week: А какие из реализованных вами за последнюю пару лет ИТ-проектов вам видятся наиболее существенными?
Э. А.: Пожалуй, в первую очередь нужно выделить интеграцию с ЕГАИС. Дело в том, что это, по сути, первая крупномасштабная государственная ИТ-система, с которой нам пришлось иметь дело. Наверное, многие помнят истории с разного рода сбоями этой системы, создание которой началось еще в 1999 г., на начальных этапах ее внедрения. С тех пор ЕГАИС постоянно развивалась, в том числе расширялась сфера ее применения. В частности, еще в
Нужно сказать, что тут мы столкнулись с проблемой «самописных» решений и унаследованных платформ: поскольку «1С» уже не поддерживает версию 7.7, нам пришлось делать корректировку своего ПО в плане его соответствия нормативным требованиям самостоятельно. Хотя, с другой стороны, не факт, что вендорское решение этого вопроса нам подошло бы.
Но нужно отметить, что со стороны ЕГАИС проект подключения к ней розницы был организован очень грамотно, с выделением последовательных этапов, когда можно было проводить тестирование. Мы начали свои разработки примерно в сентябре 2015 г., вышли на пилотное внедрение в январе
Проект в целом был очень важным для нашей компании: если в магазине возникают проблемы с ЕГАИС, то алкогольные отделы просто не работают. Всего к этой системе у нас подключено сейчас 26 точек.
PC Week: Судя по всему, ЕГАИС — это как раз пример того, что мы вскользь обсудили в начале нашего разговора: регулятор подбрасывает вам ИТ-работу. А сейчас вас ожидает новая волна дел в связи с реализацией, согласно
Э. А.: Да, в некотором смысле этот проект является продолжением ЕГАИС, но только в намного более широких масштабах. Речь идет об организации фискального учета продаваемых в рознице товаров в режиме реального времени. Точнее, в содержательном плане механизм такого контроля был и раньше, но фискальные документы (проще говоря — кассовые чеки) передавались тогда в ФНС в бумажном виде, сейчас же это будет происходить в электронном формате в режиме онлайн. Короче говоря, все кассы должны быть подключены к электронным системам фискального учета. Правда, этот переход также производится поэтапно. Например, с февраля 2017 г. уже нельзя устанавливать новые кассы старого образца, а применять действующие пока можно, но недолго — до июля.
Реализация проекта проходит по уже традиционной для ФНС схеме: передача информации будет выполняться через специальных сертифицированных операторов фискальных данных. Сейчас ФНС формирует сеть таких операторов, а мы со своей стороны изучаем их предложения, чтобы выбрать, с кем нам лучше будет работать. Это не только анализ прайс-листов, но и техническое тестирование предлагаемых ИТ-решений. Мы уже развернули несколько тестовых площадок и начали пилотные работы с рядом операторов. Важными моментами при выборе является, конечно, и то, какие дополнительные функции и услуги будут предлагать операторы. Собственно, ФНС изначально установила верхнюю планку цен за подключение одной кассы — 3000 руб. в год; сегодня почти все операторы предлагают именно эту цену, так что соревнование между ними будет идти по качеству и ассортименту услуг. Хотя возможно, кто-то пойдёт по пути снижения стоимости.
PC Week: А постоянно обсуждаемая в последние два-три года тема защиты персональных данных вас не затрагивает?
Э. А.: Очень даже затрагивает, это важный аспект развития наших ИТ-систем. Но тут как раз тот случай, когда заниматься этим направлением нас заставляют и законодательные требования, и наши собственные бизнес-интересы. Руководство компании понимает важность снижения до минимума возможности утечек конфиденциальной информации и максимального контроля деловых процессов. Сейчас уже начат проект по внедрению единой системы управления правами доступа, это требует формирования корпоративных политик безопасности и защиты информации, а также применения собственно ИТ-решения. Проект должен быть завершен к июлю нынешнего года.
PC Week: Что вы скажете о применении у себя мобильных технологий и облачных моделей?
Э. А.: Мобильные решения мы используем весьма широко, у нас довольно много мобильных сотрудников, чья работа связана с постоянными перемещениями. Это, например, агенты, которые ездят по всей области и собирают заявки на продукцию. Полученную информацию нужно оперативно передавать менеджерам на склад, а потом формировать соответствующие отчеты. Задача решается с помощью ПО «Агент Плюс» на платформе «1С:Предприятие», а в качестве клиентских устройств применяются Android-планшеты Samsung и Lenovo.
Что же касается облачных сервисов, то мы, конечно, следим за их развитием и видим их потенциал, но пока наши возможности ограничены качеством каналов связи Камчатки с Большой землей. И речь тут не только об их невысокой пропускной способности, но и о явно недостаточной отказоустойчивости. Только прошлой осенью появилась возможность использовать оптоволоконный канал Ростелекома, но цены на эти услуги не очень бюджетные... По нашим оценкам, для минимальной работы с облаками нам нужно иметь гарантированные 50 Мбит/с за разумные деньги. Пока подходящих предложений нет.
Но нет сомнений, что коммуникационные возможности будут улучшаться, так что мы следим за облачными предложениями постоянно. Наверное, на первых этапах нас будут интересовать варианты использования облаков для резервного копирования и организации электронной почты.
PC Week: Спасибо за беседу.