Несмотря на распространение гибких аналитических инструментов и платформ, в подавляющем большинстве случаев «аналитика» по-прежнему представляет собой описательные отчеты. И все же она может представлять большую ценность...

Даже несмотря на всплеск интереса к современным инструментам обнаружения данных вроде SAP BusinessObjects Lumira и SAP BusinessObjects Cloud и рост их продаж, корпорации по-прежнему очень и очень заинтересованы в отчетах.

На недавнем мероприятии Gartner Data & Analytics в Техасе Синди Хаусон продемонстрировала, что описательная аналитика остается гораздо более часто встречающимся видом анализа, который в реальности проводят компании.

В прошлом году Gartner пересмотрела магический квадрант платформ бизнес-интеллекта и аналитики (BI and Analytics Platforms Magic Quadrant), выделив в отдельный доклад «Платформы на базе корпоративной отчетности» (Enterprise-Reporting Based Platforms) традиционные инструменты самообслуживания и интерактивные инструменты подготовки отчетов вроде WebIntelligence, составляющие сегодня основную массу средств описательной аналитики. И это несмотря на то, что на новые инструменты приходится всего 25% рынка аналитического ПО в целом.

Спрос на новые инструменты быстро растёт, и на то есть причины. В частности, они являются более гибкими и, таким образом, больше отвечают постоянно меняющимся потребностям в аналитике. Но в большинстве организаций все еще можно получить множество преимуществ для бизнеса с помощью традиционных инструментов корпоративной отчетности.

Например, поставщик свежих продуктов Pret a Manger использовал WebIntelligence для доставки в реальном времени требующей действий информации на мобильные устройства работников, имеющих дело непосредственно с клиентами. Эта информация оказала огромное влияние на ведение дел в компании, хотя в соответствии с новыми критериями Gartner она больше не считается аналитикой.

Как часто подчеркивал в своих записях в блоге Дональд Маккормик, на деле многие люди всего лишь хотят иметь легкий доступ к информации, необходимой им для работы. Например, некоторые наиболее мощные компьютеры мира используются для расчета прогнозов погоды, но большинству из нас все эти сложности нужны лишь для того, чтобы решить, брать с собой зонт или нет.

Джейми Освальд, недавно получивший награду за аналитический проект в области здравоохранения, который сэкономил миллионы долларов и при этом позволил улучшить уход за больными, согласен с этим: «Большинство людей не хотят анализировать данные, они хотят лишь видеть их и принимать решения. Словосочетанием, которое нам следует искать, является „основа для действий“. А это означает, что мы куда только можно (часто с помощью инструмента подготовки отчетов) встраиваем ответ на вопрос, который возникнет у них в процессе работы, чтобы они даже не знали, что занимаются аналитикой».

Недавно Gartner провела веб-семинар, чтобы дать разъяснения по поводу нового магического квадранта «Платформа бизнес-интеллекта и аналитики». В ходе двух онлайновых опросов участники подтвердили, что намерены расширять использование новых инструментов бизнес-аналитики. Но подтвердили также, что продолжат вкладывать средства в традиционные инструменты BI и подготовки отчетов.

Даже если новейшие решения способны предоставлять ту же информацию, но более гибкими способами, многие организации долгие годы вкладывали большие средства в традиционные средства интерактивной подготовки отчетов и созданные с помощью ИТ приборные панели и не видят больших стимулов воссоздавать их с нуля с помощью новых инструментов.

Это помогает объяснить поразительную устойчивость доли рынка, занимаемой производителями традиционных аналитических средств. Например, я наткнулся на старую диаграмму IDC, иллюстрирующую данные о доле рынка (это трехмерная графика!). Она показывает, что в 1997 г. основная доля рынка принадлежала SAP BusinessObjects.

С тех пор аналитика возглавляла список приоритетов CIO или занимала в нем одну из верхних строк. Каждый год организации тщательно сравнивают десятки различных доступных им аналитических продуктов и вкладывают деньги в те из них, которые больше всего отвечают их реальным потребностям.

Со временем IDC переименовала категорию «мировой доход от средств составления запросов, подготовки отчетов и аналитики», но SAP/BusinessObjects вот уж на протяжении двух с лишним десятилетий является производителем аналитических инструментов номер 1.

Организациям, уже накопившим много отчетов, имеет большой смысл продолжать платить производителям, способным поддерживать имеющуюся у них инфраструктуру и помочь им перейти к выпуску совместимых современных инструментов обнаружения данных и их визуализации в облаках.