13 апреля в Москве состоялся «SAP Форум 2017». В этом году вендор отмечает 25 лет присутствия на российском рынке, конференция прошла в 16-й раз. По словам организаторов, на нее собралось более семи тысяч человек, самый многолюдный форум за историю мероприятия.

Юбилей «SAP СНГ» отмечает с полутора тысячей клиентов и с более чем миллионом пользователей в России. По итогам 2016 г. компания показала устойчивый рост выручки в рублях — 11%. Объем подписки на облачные приложения SAP вырос за год на 153%. Продолжается адаптация решения SAP S/4HANA: число клиентов по итогам 2016 г. достигло 28. Всего новых клиентов за прошлый год — 74. Итоги были оглашены тут же, на Форуме, и очень скромно по сравнению с прошлыми годами.

На конференции часто звучал термин «цифровая трансформация», причем уже не от вендора или его партнеров, а от клиентов. Среди них Росэнергоатом, где считают, что невозможно работать на мировом рынке строительства АЭС без такой трансформации. Развертывание SAP ERP — лишь часть этого масштабного процесса. Другие крупные холдинги, в том числе «Металлоинвест», тоже говорят серьезно о цифровой трансформации.

Изменений много. Меняются клиенты вендора: «Сибур» использует анализ больших данных для оптимизации логистики, сеть «Виктория» стоит систему лояльности на основе Big Data, «МРСК Сибири» массово анализирует данные «умных» счетчиков, а «Северсталь» открыла интернет-магазин b2b на основе SAP Hybris. Hybris вообще был заметен неожиданно ярко — и как выставочный стенд, и множеством докладов.

Меняются партнеры: на выставке решений, которая традиционно проходит во время Форума, не было видно федеральных интеграторов. Были международные партнеры SAP, ведущие консалтинговые фирмы, были специализированные компании и «Газпромнефть» как имиджевый партнер. В качестве новых партнеров Павел Гонтарев, генеральный директор «SAP СНГ», назвал «Лабораторию Касперского» и «Яндекс», а так же НЛМК.

Меняется и продуктовый портфель. Вендор выводит на российский рынок два новых продукта. Во первых, SAP Leonardo — IoT-порфель, анонсированный в мире в начале текущего года. Подключенные к Интернету продукты, основные фонды и подключенный парк устройств: Leonardo позволяет со всем этим работать. Одновременно SAP объявила о вступлении в российскую Ассоциацию Интернета вещей, учрежденную Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) и МГТУ им. Баумана. Компания будет принимать участие в проектах Ассоциации от образовательных программ до поддержки и создания совместных решений с российскими командами.

Другой продукт — SAP Clea (Computer Learning Enterprise Application), пакет решений по технологии машинного обучения. Он включает приложения под бизнес-задачи и модели и методы машинного обучения, доступные как сервисы. Правда, анонс новых продуктов не сопровождался ожидаемыми в таких случаях действиями, хотя бы выпуском отдельного пресс-релиза или презентацией.

Термина ERP практически не было слышно вообще, только в некоторых докладах как чисто технический факт. Так что, похоже, эра ERP действительно закончилась, хотя на форуме и были новые клиенты по этому направлению. Digital Now («Цифровое настоящее»): таким был слоган форума, и, видимо, он отражал реальность даже больше, чем этого можно было ожидать.