С конца прошлого десятилетия автоматизация управления документами из нишевого направления информатизации предприятий превратилось в одно из ключевых средств повышения эффективности их работы. Это особенно хорошо видно на примере развития ситуации на российском ИТ-рынке последних трех лет: даже в условиях экономического спада сегмент систем электронного документооборота продолжает уверенно расти, что объясняется как раз тем, что именно данные средства сегодня реально помогают компаниям улучшать свою работу, оптимизируя бизнес-процессы и повышая производительность труда отдельных сотрудников. Именно такую общую оценку ситуации на российском СЭД-рынке дал руководитель отдела разработки программ документооборота фирмы «1С» Александр Безбородов на состоявшейся в Москве корпоративной конференции «День управления документами и процессами».
Упомянув о наличии некоторые независимых оценок, подтверждающих рост рынка автоматизации документооборота в целом, он привел данные по своей компании, подчеркнув, что они не являются официальными: в 2016 г. было зафиксирована увеличение продаж продукта «1С:Документооборот» (по числу серверных лицензий) на 19%. По сведениями фирмы по состоянию на февраль 2017 г., в России и за рубежом около 5000 предприятий внедрили и применяют у себя это решение, а число рабочих мест достигло полмиллиона. Опыт «1С» показывает, что среднее число пользователей СЭД в одной организации составляет примерно 100 человек, но при этом в реальности разброс размера внедрения получается почти не ограниченный: от единиц до нескольких тысяч рабочих мест. В настоящее время самым масштабным внедрением СЭД «1С» числится проект в АО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (6000 рабочих мест), но этот рекорд должен быть существенно перекрыт ведущимся сейчас внедрением в «Почте России» (40 тыс. рабочих мест по всей стране). Примером крупного внедрения является и сама фирма «1С»: 1200 рабочих мест, база данных — 12,5 Тб, 5,5 млрд. записей, 50 млн. писем, 50 тыс. документов, 250 тыс. процессов и задач.
Говоря о причинах успеха «1С:Документооборот» (как известно, фирма стала активно продвигать это направление всего десять лет назад), эксперты еще ранее называли два взаимосвязанных аспекта — технологический и методический. Первый заключается в том, что данное СЭД-решение строится на базе платформы «1С:Предприятие». Использование технологии, изначально предназначенной для решения учетных задач класса ERP, было в свое время довольно неожиданным и даже, по мнению наблюдателей, рискованным шагом, но опыт показал, что он был вполне оправдан. За счет этого разработчики обеспечили высокий уровень интеграции различных бизнес-приложений, в результате чего «1С» смогла создать на базе двух своих флагманских продуктов — ERP и «Документооборот» — единую систему для комплексной автоматизации предприятия практических любого масштаба.
Методический же аспект заключается в том, что фирма сделала ставку на создание промышленной системы внедрения «1С:Документооборота», предложив партнерам и заказчикам большой набор готовых методических материалов и учебных курсов. О том, что именно методические вопросы правильной организации документооборота являются одной из главных проблем для заказчика при внедрении соответствующих ИТ-средств, Александр Безбородов говорил еще на прошлогодней аналогичной конференции, пообещав тогда, что «1С» будет прикладывать усилия по ее решению. Сейчас он объявил, что в фирме создано отдельное направление «ДОУ-Консалтинг» (документационное обеспечение управления), целью которого заключается подготовка предприятия к автоматизации. «Специалисты этого подразделения вообще не занимаются ИТ-автоматизацией, их задача — помочь предприятию привести в порядок свой обычный, пусть даже просто бумажный, документооборот. В результате заказчик получает оптимальную, построенную в соответствии с нормативными требованиями и спецификой предприятия, организационную систему управления документами, на которую потом можно накладывать те или иные ИТ-решения», — пояснил он. В ходе такого консультационного проекта выполняются аудит текущего документооборота, постановка нового варианта управления документами, организация работы всех соответствующих служб предприятия и обучение его сотрудников.
Говоря о планах развития программного продукта «1С:Документооборот», руководитель его разработки сообщил, что текущая версия 2.1 будет продолжать обновляться с периодичностью раз в месяц, а в конце года должна выйти версия 2.2. Новый вариант пакета готовится в тесной увязке с реализуемым сейчас проектом в «Почте России» — именно в его рамках отрабатываются многие новшества, которые потом войду в тиражное решение. Кроме того, в версии 2.2 получат дальнейшее развитие механизмы поддержки документационного юридически значимого взаимодействия с внешними контрагентами (в режиме B2B и B2G) и будет уделено повышенное внимание расширению возможностей мобильного документооборота. Предполагается, что будет увеличен спектр разных редакций продукта с ориентацией на разные категории заказчиков, в том числе появится вариант для холдинговых структур.
Помимо использования классической российском модели управления документами, на поддержку которой ориентирован «1С:Документооборот», в настоящее время компании все шире применяют различные средства неформализованного взаимодействия сотрудников, в том числе различного рода мессенджеры, которые включают не только текстовые чаты, но также голосовые и видеосредства общения. В новой версии платформы «1С» должен появиться встроенный вариант такого мессенджера, соответственно, это функционал будет доступен во всех прикладных решениях «1С», в том числе и в «1С:Документообороте».