Компании предлагают услугу «роботы как сервис», чтобы помочь клиентам решать управленческие задачи.
Каждому, кто знаком с облачными вычислениями, известны «ПО как сервис», «инфраструктура как сервис» и другие модели предоставления чего-то в виде сервиса. Но он может не знать о новейшем виде услуг «роботы как сервис» (robotics-as-a-service, RaaS).
RaaS также использует облака и позволяет организациям интегрировать роботов и встроенные устройства в Интернет и облачные вычисления. Такая возможность будет приобретать все большую важность по мере превращения роботов в обычный элемент рабочей среды, такой как склад, центр дистрибуции и магазин.
Благодаря RaaS собранные роботами данные (например, о предпочтениях клиента или о складских запасах) могут храниться в облачной системе и извлекаться сотрудниками по мере необходимости. Сервис такого типа будет еще более полезен, если компания использует сотни роботов, каждый из которых выполняет разнообразные задачи.
Провайдер RaaS также может обслуживать роботов и осуществлять их интеграцию с используемыми на предприятии СУБД. Преимущества такой модели, как и облачных сервисов в целом, могут включать экономию средств, упрощение управления и масштабирования, повышение гибкости.
В настоящее время термин «роботы как сервис» используется для обозначения двух различных подходов к робототехнике, сказал директор практики по роботам исследовательской фирмы ABI Research Дэн Кара. Во-первых, RaaS рассматривается как технический метод. Его еще часто называют «облачными роботами». Речь идет о подключенных к Интернету роботах, использующих вычисления и хранение в облаках с оплатой потребленных ресурсов.
Во-вторых, термин RaaS применяется к бизнес-моделям, при которых роботизированные системы сдаются в аренду на месяц или квартал, часто в сочетании с технической поддержкой, мониторингом в реальном времени и другими сервисами.
Технический и бизнес-подходы нередко объединяются, сказал Кара.
Возникновение RaaS — это проявление более общей тенденции в технологии к переходу на сервисные модели. «Общей тенденцией для многих провайдеров технологии является долгосрочный переход от продажи продуктов к продаже сервисов наряду с получением обычного дополнительного дохода от технической поддержки, обслуживания и обновления, — сказал Кара. — Сервисы приносят постоянный доход, поэтому провайдеры технологии и сообщество инвесторов отдают им предпочтение. Поставщики робототехники, как и технологический сектор в целом, приняли бизнес-модель „роботы как сервис“», — считает Кара.
От организации бизнеса по типу RaaS выигрывают и пользователи, и поставщики робототехники, утверждает он: «Сервисно-ориентированные решения не редкость в секторе робототехники, где высокая стоимость платформ и неприятие риска, связанного с новыми технологиями и приложениями, могут сдерживать рост».
Кроме того, для некоторых типов робототехнических систем неприемлема бизнес-модель, которая строится на продаже оборудования, даже при взимании еще и платы за обслуживание, обновление, адаптацию и т. д. Модель RaaS обусловлена также техническими причинами, считает Кара. Например, доступные конкретному роботу вычислительные ресурсы могут не соответствовать решаемой им задаче. В данном случае уместен подход с использованием облачных роботов.
Производители роботов, взявшие на вооружение бизнес-модель RaaS, обычно предлагают новые технологии, полезность которых не известна и общая стоимость владения которыми не определена, сказал Кара.
Примерами компаний, применяющих бизнес-модель RaaS, являются PrecisionHawk (организация наблюдения с помощью дронов в интересах сельского хозяйства), Knightscope (роботы для систем безопасности и наблюдения), Aethon (мобильные роботы для логистики здравоохранения), InTouch Health (мобильное роботизированное телеприсутствие) и Liquid Robotics (беспилотные подводные средства передвижения).