Какие возможности открывают перед бизнесом новые технологии сбора и обработки данных? Персонифицировать предложение товара или услуг на массовых рынках? Ну, знаем, проходили, в рознице только ленивый не внедряет. Оптимизировать сложившиеся бизнес-процессы? А это уж с прошлого века знакомо: автоматизация, скорость и поменьше людей с их зарплатами и ошибками. Не просто оптимизировать процессы, а регулировать на уровне тончайших настроек, применяя искусственный интеллект и отжимая последние капли экономии? Уже что-то новенькое. Но и это не последнее слово цифровой трансформации! Компания Accenture, один из наиболее авторитетных экспертов по заглядыванию в цифровое будущее, уже не первый год говорит нам о пришествии и господстве экосистем. Куда-то они уже пришли, где-то о них и не слыхивали. Что это такое? С чем едят?
Рассмотрим на примере B2C рынка — его, похоже, экосистемы захватят в первую очередь. И проследим вот такой наполовину фантастический, наполовину почерпнутый из реальных кейсов сюжет. Каждому из нас необходимо завтракать, обедать и ужинать, причем завтракаем и ужинаем мы по большей части дома. И вот вокруг этой нужды разворачивается целое «домохозяйстенное производство»: каждую неделю закупаемся продуктами в супермаркете, каждую неделю запихиваем все это в холодильник. Когда приспичит — ищем в Интернете соблазнительные рецепты. А еще у нас ножи для разделки рыбы, щипцы для орехов, формы для выпечки. А еще плита, чтобы парить-жарить. Времени на все эти процедуры уходит немало, а время нынче дорого. И нужны нам, в конце-то концов, не холодильник, не поваренная книга и не супермаркет: мы просто хотим вкусно поесть.
И представим себе: продавец холодильников встает на рельсы цифровизации и, отловив вас по скидочной карте или еще каким-то путем, предлагает почти задаром мобильное приложение. Приложение с удобной поисковой системой, в которой можно не только искать, но и сохранять и систематизировать полюбившиеся вам рецепты. Пока вы наслаждаетесь новым сервисом — продавец собирает и анализирует данные о поиске рецептов по всем своим покупателям. Систематизирует, группирует, прогнозирует. Глядишь — и через пару месяцев приложение само начинает предлагать совершенно новые для вас, но, как оказывается, прекрасные, абсолютно на ваш вкус, блюда! Какой замечательный продавец! И теперь вы у него, наверное, не только холодильник, а еще и кухонный комбайн прикупите. И друзьям расскажете о трогательной заботе и чудесах гастрономии.
Успокоится ли на этом наш продавец? Нет, конечно. Он уже почувствовал вкус к цифре. Он понял ценность данных. Он хочет дальше, выше, быстрее! У него в базе уже десятки тысяч пользователей, да еще с персонализированной аналитикой по гастрономическим пристрастиям каждого — почему бы не скооперироваться со службами доставки готовых блюд или полуфабрикатов на дом? И если у этих служб в результате взлетят продажи — почему бы не брать с них процент от дополнительной прибыли? И вот, вняв аргументам и поддавшись на уговоры, кейтеринговая компания получает доступ к базе, берет адреса и проводит роскошную скидочную акцию для владельцев рецепт-приложений. А те, получив свои завтраки и обеды почти задаром, вдруг с изумлением отмечают потрясающий их вкус. Ну еще бы — кухня работала в точном соответствии со вкусовыми пристрастиям того или иного кластера потребителей. В результате — на столе у каждого все самое вкусное. И ни одного нелюбимого ингридиента! Конечно же, игра стоит того, чтобы, заплатив чуть побольше, сэкономить несколько часов еженедельно на поездках в супермаркет и продукты иметь не замороженные и на неделю, а свежие и на каждый день.
Поставщики готовых блюд довольны ростом продаж, они не только входят в совместное владение базой данных, но и скидываются с партнером на доработку аналитики и мобильного приложения. Теперь серверные мозги знают о клиентах еще больше и угождают им еще тоньше: благодаря накоплению и обработке в общей базе сведений как о рецептурных пристрастиях, так и о заказах готовых блюд, качество персонализированных услуг неуклонно повышается. Вот так, на основе данных, складывается бизнес-партнерство продавца кухонного оборудования и кейтеринг-бизнеса. Часто ли случались прежде такие альянсы? Имели ли они смысл в доцифровую эпоху? Верится с трудом.
А главный герой нашей бизнес-истории тем временем никак не угомонится. Понял уже, что на накопленной и теперь находящейся в совместном владении базе данных можно заработать даже больше, чем на продаже холодильников и микроволновок. Партнеры прикупают побольше облачных вычислительных мощностей, обзаводятся дружбой с пулом мобильных программистов. А затем идут к диетологам, к энодкринологам, идут в спортивные секции и в фитнес-клубы. Что они там ищут? Конечно же, пересечения целевых групп. И предлагают новым знакомым продать имеющиеся данные о тех их клиентах, которые уже есть в общей базе продавца и кормильца. А можно, опять же, предложить скооперироваться: быть может, и его будущие партнеры тоже начали потихоньку цифровизироваться. И тогда — через мобильные приложения клиентов и общий вычислительный ресурс — можно оптимизировать подбор блюд не только по вкусу, но и с учетом спортивных, лечебных, оздоровительных или бодибилдинговых задач клиентов. Мало того, общими усилиями партнеры достраивают приложения и серверные мозги — и те начинают вести учет не только вкусовых пристрастий, но и потребленных калорий, и диетологически значимых ингридиентов съеденного. А еще — запускается учет принятых лекарств, динамики веса и пульса, дневных физических нагрузок. И все это — по большей части не утруждая клиента, автоматически, через спецификации от поваров кейтиринговой компании, через записи в электронных историях болезни, через шагомеры и трекеры, через социальные сети, через электронную напоминалку «выпей микстуру». В базе накапливаются сведения о клиентах — в динамике, изо дня в день и по все большему количеству показателей. Зарекомендовавшие себя в медицине и спорте алгоритмы сопоставляют калории и вес человека, состав блюд и анализы крови. И вот уже появляются самокорректирующиеся меню, самообновляемые рекомендации комплексов физических упражнений, автоматические приглашения на медосмотр. Клиент начал с холодильника — а получил комплексную заботу о здоровье, мудрого проводника в здоровый образ жизни и активное долголетие.
Думается, наш герой не успокоился и задумал что-то еще. Еще бы: база данных выросла, обзавелась долгой историей и детальным знанием о каждом. Да и численность подопечных возросла в разы — ведь в бизнес-альянсе обмен клиентами и взаимными рекомендациями не мог не идти полным ходом.
Вот и разгадка таинственной связи экосистем и оцифрованных данных. Логика простая: поставщики из разных индустрий, скооперировавшись и скинувшись на общий ресурс работы с данными о потребителях, начинают создавать комплексные «пакеты» товаров и услуг, настраиваемых на каждого конкретного потребителя и набор его потребностей. Экономится время потребителя, снижается стоимость потребляемых услуг. Экосистема выходит на сцену дважды. В первый раз — на стороне поставщика, когда из компаний разных и мало сотрудничающих прежде отраслей формируется единый пул комплексного сервиса. А во второй раз — на стороне массового потребителя, для которого бизнес-экосистема создает своего рода экосистему удовлетворения целого веера потребностей, экосистему качества жизни.
Будущее уже наступило. Пока не повсеместно, пока не для всех. Но для того, чтобы завтра не остаться в прошлом, присматриваться к будущему нужно уже сегодня. Взаимовыгодное цифровое партнерство переформатирует рынки, заставляя их проникать друг в друга и переплетаться в самых неожиданных узорах и сочетаниях. Границы между традиционными индустриями будут стираться, рентабельность скооперированных игроков — быстро расти. Одиночкам в этом мире не выжить. Кто-то уже сегодня инициирует создание экосистем. Для остальных же жизненно важно будет хотя бы не упустить момент и успеть встроиться в существующие межрыночные партнерства.