Мультфильмы любят все: от мала до велика. Над вопросом, где и как их делают, задумывались немногие — где-то на специальной студии... И уж совсем мало кто задумывался над тем, кто и как делает сами студии, на которых делают мультфильмы. Современные технологии производства мультипликационного фильма не мыслимы без ИТ. О том, как создают ИТ-начинку современной мультипликационной студии, рассказывают генеральный директор компании «Ампликом» Дмитрий Ефимов и ее коммерческий директор Иван Семенов, принимавшие участие в организации нескольких современных мультипликационных и make-up-студий в России.
Расскажите, пожалуйста, о вашей компании, как она образовалась, чем занимается, в чем ее особенность?
Дмитрий Ефимов: Мы начали свою деятельность в 2009 г. в области системной интеграции. Таких компаний, как наша, сейчас на рынке много. Мы занимаемся поставками и инсталляцией оборудования, построением СКС, систем кондиционирования и т. п. Особенность нашей компании — наличие опыта и уверенность в своих силах, понимание того, что мы можем сделать, а что — нет. Опыт является следствием слаженной работы коллектива, большая часть которого состоит из сотрудников, занимающихся своим любимым делом более 10 лет, а некоторые уже и 20.
Какова география ваших проектов?
Д. Е.: Примерно 70% проектов приходится на Москву и Московскую область, 20% — на остальную Россию, оставшиеся 10% — на страны Таможенного союза.
Как у вас построена работа над проектом?
Д. Е.: Каждый сотрудник ведет свой проект от начала и до конца. Он может свободно привлекать для участия в проекте любых других работников компании, помощь которых ему необходима.
Какие самые интересные проекты, кроме мультстудий, вы можете назвать?
Д. Е.: Можно упомянуть сеть магазинов «Бристоль» (компания «Ампликом» выиграла тендер на поставку торгового и компьютерного оборудования для этой сети магазинов и поставила более 600 автоматизированных рабочих мест); сеть магазинов «Спортмастер» («Ампликом» уже несколько лет является поставщиком расходных материалов для оргтехники компании «Спортмастер»); отель Holiday Inn в Сокольниках (наша компания спроектировала и реализовала проект по оснащению 20 конференц-залов современными лазерными прокторами высокой четкости фирмы Sony).
Какую долю проектов в вашей деятельности занимают мультстудии?
Д. Е.: В настоящее время это около 30%, но в будущем мы надеемся, что доля таких проектов будет расти.
Расскажите, пожалуйста, как устроена с точки зрения ИТ современная мультстудия.
Иван Семенов: Ядро современной студии составляет высокопроизводительный серверный кластер, на котором происходит создание картинки (так называемый рендеринг), эскиз ее приготовлен художниками-мультипликаторами, дизайнерами, аниматорами. Серверы связаны между собой высокоскоростной сетью пропускной способностью 40 Гбит/с, до АРМ художников и дизайнеров идет скорость 10 Гбит/с. Плюс система хранения данных, обеспечивающая надежное хранение информации и гарантированный доступ к ней.
Давайте оценим время на производство мультфильма, исходя из того, что частота смены кадров должна составлять 24 кадра/с. Шесть минут мультфильма — это 24×60×6 = 8640 кадров. Если посчитать объем сериала из 24 серий, то получим немногим больше 200 000 кадров. Время рендеринга одного кадра не должно превышать 1 ч. Итого отрисовка одного сериала займет порядка 200 000 ч на одном ядре процессора. В реальности потребуется больше времени, так как картинка не всегда удовлетворяет художников с первого раза. Поэтому получившееся значение необходимо умножить на
Каковы особенности создания мультстудии?
И. С.: Если рассматривать на примере «ДА-Студии», то идея построения современной мультстудии принадлежит Андрею Добрунову, руководителю «ДА-студии», принимавшему участие в выпуске первых шести серий всем знакомого сериала «Маша и медведь» и полнометражного анимационного фильма «Князь Владимир». Он рассматривал мультстудию прежде всего как ИТ-студию.
Дело в том, что обычный процесс выглядел следующим образом: есть идея фильма, есть проект, написан сценарий, с ним идут к инвестору, инвестор читает сценарий и, если сценарий вызывает у него интерес, дает деньги, на которые покупается оборудование для создания фильма, делается мультфильм, окупается он или нет — это другой вопрос. Дальше часто случается следующее: по завершению проекта у сценариста и режиссера нет идеи на следующий проект либо инвестор не заинтересован в продолжении, а другого инвестора просто нет. И железо становится невостребованным, хотя срок его поддержки составляет пять лет плюс еще примерно три года, в течение которых его можно использовать для работы. Это приводит к тому, что стоимость мультфильма оказывается очень высокой. Чтобы исключить такие потери, Андрей Добрунов предложил поточный метод создания мультфильмов, когда работа над новым фильмом начинается до того, как окончен предыдущий.
С такими представлениями он приступил к созданию «ДА-студии». Проект предполагал организацию современной студии на 125 APM, способной выпускать полнометражные (продолжительностью не менее 70 мин) мультипликационные фильмы. Мы подключились к этому проекту в 2012 г.
На первом этапе в качестве базовых серверов для рендер-нод использовались стоечные серверы HP ProLiant DL160, ядро сети было построено на коммутаторах HP 5920AF-24XG, система хранения на модулях HP StoreEasy 5530 объемом 30 Тб.
После завершения первого этапа проекта сложилась забавная ситуация. В то время в рендер-ферму были поставлены серверы HP ProLiant DL160 Gen8 с процессорами, которые тогда компанией Hewlett Packard серийно не поставлялись. Когда через полтора года эти процессоры были анонсированы в том числе и в России, технический директор «ДА-студии» заявил менеджеру Hewlett Packard, проводящему презентацию: «Как же так, вы говорите, что это совершенно новые процессоры, а у меня они уже работают полтора года».
«Это невозможно», — сначала удивился менеджер, но тем не менее начал расследование, в ходе которого выяснилось, что именно эти процессоры и установлены в серверы. Прошло пять лет, и сейчас это оборудование по производительности лишь немногим уступает самым современным системам рендеринга.
Второй этап проекта предусматривал создание второго ядра сети на коммутаторе HP FF 5700-32XGT-8XG-2QSFP+, в рендер-ферму добавлены серверы HP ProLiant DL380 Gen9 8SFF, система хранения расширена с помощью хранилища NAS на 216 Тб и ленточной библиотеки HP MSL2024
Всего для «ДА-студии» было создано около 40 рендер-нод, система хранения данных на 250 Тб и два ядра сети.
В чем состоял проект с «Союзмультфильмом»?
И. С.: Проект с «Союзмультфильмом» мы начали обсуждать с 2012 г. Идея была следующая: государство хотело реанимировать студию, чтобы создать на базе «Союзмультфильма» предприятие глобального масштаба, способное конкурировать с такими студиями, как Pixar и Disney. В идеале представлялся кластер с современным оборудованием, производственная база для других студий, куда могут приходить анимационные студии, арендовать производственные мощности, выпускать мультфильмы и освобождать мощности для следующей студии до появления новой идеи. Словом, некоторый аналог мультипликационного Голливуда для России. Но смены руководства старейшей студии не позволили реализовать эту интересную идею в полном объеме.
Д. Е.: Первоначально в «Союзмультфильме» речь шла об обновлении имевшейся разрозненной и устаревшей структуры. Она никак не сочеталась с современной аппаратурой. Поэтому было решено отказаться от старого оборудования и целиком поставить новое. Проект предполагал установку в новое место серверной части стоек, серверов, системы хранения данных, ИБП. Предполагалось, что проект будет аналогичен проекту в «ДА-студии». К сожалению, в «Союзмультфильме» удалось реализовать лишь часть проекта. Административные проблемы не дали возможности реализовать проект целиком.
Чем обусловлен выбор в этих проектах решений Hewlett Packard?
Д. Е.: С одной стороны, исторически мы долго работали с Hewlett Packard, у нас много сертифицированных для работы с устройствами и программным обеспечением компании специалистов, мы прекрасно знаем поставляемое оборудование, а также способности и возможности Hewlett Packard в оказании сервисных услуг. Я бы сравнил сервис Hewlett Packard с большим четко работающим конвейером. Можно смело продавать поддержку «реагирование в течение 4 ч, 24 ч в сутки, 7 дней в неделю» и быть уверенным, что клиент не позвонит и не станет предъявлять претензии. Во всяком случае, за 21 год моей работы с Hewlett Packard такого никогда не было.
С другой стороны, заказчик исходя уже из своего опыта работы, когда выходит на проект, уже, как правило, представляет, оборудование какого производителя он хочет иметь в качестве ядра проекта. Очень немногие клиенты приходят к нам с заявлением: сделайте нам правильно, на каком оборудовании — неважно. Этот механизм не работает последнее время в государственных организациях, где специфицируется набор функциональности, а не какой-либо желательный производитель оборудования. В проекте с «Союзмультфильмом» наши знания и желания заказчика счастливым образом совпали, и мы остановились на оборудовании Hewlett Packard.
А кроме этих проектов вы занимаетесь какими-нибудь еще проектами студий?
Д. Е.: В настоящее время мы делаем еще несколько новых студий для создания полнометражных мультфильмов в Москве и Санкт-Петербурге, названия которых пока еще являются рабочими, а не окончательными, поэтому о них мы сможем говорить, лишь когда они выпустят свою первую продукцию. Тогда же мы и узнаем, как они будут называться.
И. С.: Хотя это может на первый взгляд показаться парадоксальным, основной коммерческой целью производства мультипликационного сериала является не столько создание интересного контента, сколько создание бренда, с которого и должны будут поступать основные доходы. Пример, фильм «Маша и медведь». Помимо продаж фильма за рубеж, в связанной с ним тематикой выпускаются игрушки, продукты питания для детей и идут поступления от рекламы. Подобно другому известному бренду, который на слуху у всех россиян, — «Простоквашино». Но чтобы создать бренд, мультфильм обязательно должен сначала «выстрелить».
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ «АМПЛИКОМ»