Мультфильмы любят все: от мала до велика. Над вопросом, где и как их делают, задумывались немногие — где-то на специальной студии... И уж совсем мало кто задумывался над тем, кто и как делает сами студии, на которых делают мультфильмы. Современные технологии производства мультипликационного фильма не мыслимы без ИТ. О том, как создают ИТ-начинку современной мультипликационной студии, рассказывают генеральный директор компании «Ампликом» Дмитрий Ефимов и ее коммерческий директор Иван Семенов, принимавшие участие в организации нескольких современных мультипликационных и make-up-студий в России.

Расскажите, пожалуйста, о вашей компании, как она образовалась, чем занимается, в чем ее особенность?

Дмитрий Ефимов: Мы начали свою деятельность в 2009 г. в области системной интеграции. Таких компаний, как наша, сейчас на рынке много. Мы занимаемся поставками и инсталляцией оборудования, построением СКС, систем кондиционирования и т. п. Особенность нашей компании — наличие опыта и уверенность в своих силах, понимание того, что мы можем сделать, а что — нет. Опыт является следствием слаженной работы коллектива, большая часть которого состоит из сотрудников, занимающихся своим любимым делом более 10 лет, а некоторые уже и 20.

Какова география ваших проектов?

Д. Е.: Примерно 70% проектов приходится на Москву и Московскую область, 20% — на остальную Россию, оставшиеся 10% — на страны Таможенного союза.

Как у вас построена работа над проектом?

Д. Е.: Каждый сотрудник ведет свой проект от начала и до конца. Он может свободно привлекать для участия в проекте любых других работников компании, помощь которых ему необходима.

Какие самые интересные проекты, кроме мультстудий, вы можете назвать?

Д. Е.: Можно упомянуть сеть магазинов «Бристоль» (компания «Ампликом» выиграла тендер на поставку торгового и компьютерного оборудования для этой сети магазинов и поставила более 600 автоматизированных рабочих мест); сеть магазинов «Спортмастер» («Ампликом» уже несколько лет является поставщиком расходных материалов для оргтехники компании «Спортмастер»); отель Holiday Inn в Сокольниках (наша компания спроектировала и реализовала проект по оснащению 20 конференц-залов современными лазерными прокторами высокой четкости фирмы Sony).

Какую долю проектов в вашей деятельности занимают мультстудии?

Д. Е.: В настоящее время это около 30%, но в будущем мы надеемся, что доля таких проектов будет расти.

Расскажите, пожалуйста, как устроена с точки зрения ИТ современная мультстудия.

Иван Семенов: Ядро современной студии составляет высокопроизводительный серверный кластер, на котором происходит создание картинки (так называемый рендеринг), эскиз ее приготовлен художниками-мультипликаторами, дизайнерами, аниматорами. Серверы связаны между собой высокоскоростной сетью пропускной способностью 40 Гбит/с, до АРМ художников и дизайнеров идет скорость 10 Гбит/с. Плюс система хранения данных, обеспечивающая надежное хранение информации и гарантированный доступ к ней.

Давайте оценим время на производство мультфильма, исходя из того, что частота смены кадров должна составлять 24 кадра/с. Шесть минут мультфильма — это 24×60×6 = 8640 кадров. Если посчитать объем сериала из 24 серий, то получим немногим больше 200 000 кадров. Время рендеринга одного кадра не должно превышать 1 ч. Итого отрисовка одного сериала займет порядка 200 000 ч на одном ядре процессора. В реальности потребуется больше времени, так как картинка не всегда удовлетворяет художников с первого раза. Поэтому получившееся значение необходимо умножить на 1,5–3 в зависимости от специфики работы художников в конкретной студии. Объем системы хранения также определяется максимальной продолжительностью фильма, если он полнометражный (продолжительностью 80 мин), то объем системы хранения с учетом кэша должен составлять не менее 100–150 Тб, если это короткая серия (до 6 мин), то это 3–4 Тб на серию. Поскольку стоимость производимой информации очень велика, чтобы обеспечить отказоустойчивость системы, она дублируется. Кроме того, для хранения готовых сцен обычно используется ленточная библиотека.

Каковы особенности создания мультстудии?

И. С.: Если рассматривать на примере «ДА-Студии», то идея построения современной мультстудии принадлежит Андрею Добрунову, руководителю «ДА-студии», принимавшему участие в выпуске первых шести серий всем знакомого сериала «Маша и медведь» и полнометражного анимационного фильма «Князь Владимир». Он рассматривал мультстудию прежде всего как ИТ-студию.

Дело в том, что обычный процесс выглядел следующим образом: есть идея фильма, есть проект, написан сценарий, с ним идут к инвестору, инвестор читает сценарий и, если сценарий вызывает у него интерес, дает деньги, на которые покупается оборудование для создания фильма, делается мультфильм, окупается он или нет — это другой вопрос. Дальше часто случается следующее: по завершению проекта у сценариста и режиссера нет идеи на следующий проект либо инвестор не заинтересован в продолжении, а другого инвестора просто нет. И железо становится невостребованным, хотя срок его поддержки составляет пять лет плюс еще примерно три года, в течение которых его можно использовать для работы. Это приводит к тому, что стоимость мультфильма оказывается очень высокой. Чтобы исключить такие потери, Андрей Добрунов предложил поточный метод создания мультфильмов, когда работа над новым фильмом начинается до того, как окончен предыдущий.

С такими представлениями он приступил к созданию «ДА-студии». Проект предполагал организацию современной студии на 125 APM, способной выпускать полнометражные (продолжительностью не менее 70 мин) мультипликационные фильмы. Мы подключились к этому проекту в 2012 г.

На первом этапе в качестве базовых серверов для рендер-нод использовались стоечные серверы HP ProLiant DL160, ядро сети было построено на коммутаторах HP 5920AF-24XG, система хранения на модулях HP StoreEasy 5530 объемом 30 Тб.

После завершения первого этапа проекта сложилась забавная ситуация. В то время в рендер-ферму были поставлены серверы HP ProLiant DL160 Gen8 с процессорами, которые тогда компанией Hewlett Packard серийно не поставлялись. Когда через полтора года эти процессоры были анонсированы в том числе и в России, технический директор «ДА-студии» заявил менеджеру Hewlett Packard, проводящему презентацию: «Как же так, вы говорите, что это совершенно новые процессоры, а у меня они уже работают полтора года».

«Это невозможно», — сначала удивился менеджер, но тем не менее начал расследование, в ходе которого выяснилось, что именно эти процессоры и установлены в серверы. Прошло пять лет, и сейчас это оборудование по производительности лишь немногим уступает самым современным системам рендеринга.

Второй этап проекта предусматривал создание второго ядра сети на коммутаторе HP FF 5700-32XGT-8XG-2QSFP+, в рендер-ферму добавлены серверы HP ProLiant DL380 Gen9 8SFF, система хранения расширена с помощью хранилища NAS на 216 Тб и ленточной библиотеки HP MSL2024 0-Drive.

Всего для «ДА-студии» было создано около 40 рендер-нод, система хранения данных на 250 Тб и два ядра сети.

В чем состоял проект с «Союзмультфильмом»?

И. С.: Проект с «Союзмультфильмом» мы начали обсуждать с 2012 г. Идея была следующая: государство хотело реанимировать студию, чтобы создать на базе «Союзмультфильма» предприятие глобального масштаба, способное конкурировать с такими студиями, как Pixar и Disney. В идеале представлялся кластер с современным оборудованием, производственная база для других студий, куда могут приходить анимационные студии, арендовать производственные мощности, выпускать мультфильмы и освобождать мощности для следующей студии до появления новой идеи. Словом, некоторый аналог мультипликационного Голливуда для России. Но смены руководства старейшей студии не позволили реализовать эту интересную идею в полном объеме.

Д. Е.: Первоначально в «Союзмультфильме» речь шла об обновлении имевшейся разрозненной и устаревшей структуры. Она никак не сочеталась с современной аппаратурой. Поэтому было решено отказаться от старого оборудования и целиком поставить новое. Проект предполагал установку в новое место серверной части стоек, серверов, системы хранения данных, ИБП. Предполагалось, что проект будет аналогичен проекту в «ДА-студии». К сожалению, в «Союзмультфильме» удалось реализовать лишь часть проекта. Административные проблемы не дали возможности реализовать проект целиком.

Чем обусловлен выбор в этих проектах решений Hewlett Packard?

Д. Е.: С одной стороны, исторически мы долго работали с Hewlett Packard, у нас много сертифицированных для работы с устройствами и программным обеспечением компании специалистов, мы прекрасно знаем поставляемое оборудование, а также способности и возможности Hewlett Packard в оказании сервисных услуг. Я бы сравнил сервис Hewlett Packard с большим четко работающим конвейером. Можно смело продавать поддержку «реагирование в течение 4 ч, 24 ч в сутки, 7 дней в неделю» и быть уверенным, что клиент не позвонит и не станет предъявлять претензии. Во всяком случае, за 21 год моей работы с Hewlett Packard такого никогда не было.

С другой стороны, заказчик исходя уже из своего опыта работы, когда выходит на проект, уже, как правило, представляет, оборудование какого производителя он хочет иметь в качестве ядра проекта. Очень немногие клиенты приходят к нам с заявлением: сделайте нам правильно, на каком оборудовании — неважно. Этот механизм не работает последнее время в государственных организациях, где специфицируется набор функциональности, а не какой-либо желательный производитель оборудования. В проекте с «Союзмультфильмом» наши знания и желания заказчика счастливым образом совпали, и мы остановились на оборудовании Hewlett Packard.

А кроме этих проектов вы занимаетесь какими-нибудь еще проектами студий?

Д. Е.: В настоящее время мы делаем еще несколько новых студий для создания полнометражных мультфильмов в Москве и Санкт-Петербурге, названия которых пока еще являются рабочими, а не окончательными, поэтому о них мы сможем говорить, лишь когда они выпустят свою первую продукцию. Тогда же мы и узнаем, как они будут называться.

И. С.: Хотя это может на первый взгляд показаться парадоксальным, основной коммерческой целью производства мультипликационного сериала является не столько создание интересного контента, сколько создание бренда, с которого и должны будут поступать основные доходы. Пример, фильм «Маша и медведь». Помимо продаж фильма за рубеж, в связанной с ним тематикой выпускаются игрушки, продукты питания для детей и идут поступления от рекламы. Подобно другому известному бренду, который на слуху у всех россиян, — «Простоквашино». Но чтобы создать бренд, мультфильм обязательно должен сначала «выстрелить».

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ «АМПЛИКОМ»