Повышение эффективности системы здравоохранения — одна из актуальных задач для нашей страны. И в ее решении ключевую роль в последние годы играют информационные технологии. О том, как обстоят дела с информатизацией медицины на региональном уровне, какие направления работ тут являются сегодня наиболее актуальными, какие встречаются проблемы и как они решаются, обозревателю PC Week Андрею Колесову рассказал директор Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Санкт-Петербурга Геннадий Орлов.
PC Week: Каковы функции вашей организации и объект ее деятельности?
Геннадий Орлов: Основная задача нашего МИАЦ, как и любой подобной структуры, которая есть в каждом субъекте федерации, — совершенствование процессов оказания медицинской помощи в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге (СПб) с применением информационных технологий. Масштаб сферы нашей ответственности определяется такими параметрами: почти 300 государственных учреждений здравоохранения, 75 тыс. врачей и среднего медицинского персонала участвуют в оказании медицинской помощи, 4 млн. граждан в год получают медицинскую помощь (из 5,5 млн. застрахованных в СПб граждан и иногородних). В МИАЦ трудятся 250 сотрудников, более 30 структурных подразделений ведут работу по 11 направлениям деятельности.
Функциональным заказчиком внедрения ИТ в сфере здравоохранения на городском уровне является Комитет по здравоохранению, а МИАЦ выполняет функции оператора городских информационных систем. Комитет по информатизации и связи обеспечивает техническую инфраструктуру Центра обработки данных и защищенной сети передачи данных, а также развитие и сопровождение городских информационных систем. Учреждения здравоохранения самостоятельно занимаются внедрением ИС уровня организации. Развитием региональных ИС в сфере обязательного медицинского страхования также занимается Территориальный фонд ОМС (обязательного медицинского страхования) Санкт-Петербурга.
Одно из основных направлений деятельности нашего МИАЦ — информационно-аналитическое обеспечение системы управления здравоохранением. Мы проводим городскую политику по информатизации и организуем информационное взаимодействие медицинских учреждений с городскими ИС здравоохранения. Кроме того, МИАЦ осуществляет информационное обеспечение граждан, фармацевтических и медицинских работников по вопросам медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения с использованием справочной службы «Здоровье города», принимающей более 1 млн. звонков в год.
В феврале приоритетным направлением работ по информатизации в Санкт-Петербурге признан городской проект «Электронное здравоохранение», мы переходим на проектные принципы управления с непосредственным контролем на уровне правительства Санкт-Петербурга. Это повышает ответственность Комитета по здравоохранению, Комитета по информатизации и связи, Территориального фонда ОМС и МИАЦ за достижение запланированных результатов работы, таких как завершение перехода на электронные медицинские карты, развитие электронных сервисов для граждан, расширение применения телемедицинских технологий и др.
PC Week: МИАЦ есть во всех регионах и скорее всего они решают такие же или схожие задачи. Вы как-то взаимодействуете с ними?
Г. О.: Да, конечно, взаимодействуем. Реализуя ИТ-проекты в первую очередь для Санкт-Петербурга, мы не останавливаемся на этом и предлагаем другим регионам использовать наш опыт, который уже достаточно широко применяется в других регионах России и на федеральном уровне (даже создали раздел сайта МИАЦ «Другим регионам»). И сами с интересом относимся к опыту других регионов. Мы призываем к расширению межрегионального общения с целью способствовать развитию сферы охраны здоровья с максимально эффективным использованием уникальных возможностей современных ИТ.
Санкт-Петербург традиционно с готовностью делится опытом работы по информатизации здравоохранения, наши городские разработчики медицинских информационных систем (МИС) активно продвигают их в регионы, наш интеграционный подход к развитию ИС находит своих сторонников в других регионах.
PC Week: Расскажите о вашем ИТ-проекте. Что удалось сделать?
Г. О.: Информатизация здравоохранения в Санкт-Петербурге началась в 2011 г. с развития городской системы записи к врачу в электронном виде. По итогам 2016 г. уже 73% первичных записей к врачу осуществляются в дистанционной форме — через Интернет и районные колл-центры. В сентябре 2016 г. интернет-запись впервые превысила запись к врачу по телефону и сейчас на ее долю приходится свыше 40% всех первичных записей. Кроме того, удалось добиться кратного, в разы, снижения количества потерянных звонков в районные колл-центры за счет оптимизации их распределения. Сейчас доля потерянных вызовов составляет около 15% и связана с потерями в моменты пиковых нагрузок звонков.
Достигли мы таких показателей ведением постоянного мониторинга процесса записи, установкой целевых индикаторов для медицинских организаций и районов города, их рейтингованием на основе установленных показателей, предоставлением подробной аналитической информации руководителям здравоохранения всех уровней.
Единая система записи на прием к врачу функционирует на базе городского ЦОДа Комитета по информатизации и связи, к ней подключены все МИС поликлиник. На примере создания этой системы мы показали эффективность работы интеграционной схемы, обеспечившей сохранение использования медицинскими организациями своих МИС с исключением двойного ввода информации и в МИС, и в городскую систему записи к врачу.
PC Week: Электронная запись к врачу — это, конечно, хорошо, но все же это давно решенная задача. А что еще вам удалось сделать?
Г. О.: Сейчас одной из самых важных задач является переход к широкому использованию Интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). Работы в этом направлении мы начали с организации обмена данными результатов лабораторных исследований между лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и сбора их в централизованное хранилище. Это было необходимо, во-первых, по причине выполнения большой доли исследований 14 централизованными клинико-диагностическими лабораториями и необходимостью оперативной передачи их в ЛПУ, заказавшие исследование. Во-вторых, мы хотели заинтересовать врачей в использовании МИС, не заставляя их вести ЭМК, а предоставляя им на первом этапе оперативный доступ к важнейшей для них информации.
Для этого нам пришлось пройти очень длинный путь. Начать пришлось с азов — единого для города справочника лабораторных тестов и услуг, основанного на международных стандартах и подходах. Мы занимались этой задачей целых 1,5 года, так как подобного справочника в России не существовало.
В конце 2015 г. такой уникальный справочник ЛАТЕУС был создан на базе международного справочника LOINC. И с 2016 г. мы запустили электронный обмен направлениями на лабораторные исследования и их результатами. Сейчас мы имеем более 60% исследований в электронном виде в ИЭМК, а это 90 млн. тестов в год! Врачи получают результаты исследований моментально после их выполнения в лаборатории, а лаборатории получают заявки на выполнение исследований в электронном виде в форме готовой для автоматической загрузки в лабораторные анализаторы и не вводят их вручную с ошибками. Уже началось сокращение дублирования выписывания направлений на исследования в отдельных ЛПУ, в ближайших планах — исключить дублирование между различными учреждениями.
В ходе официального визита министра здравоохранения В.И. Скворцовой в Санкт-Петербургский МИАЦ наш опыт организации обмена данными лабораторных исследований был высоко оценен и затем успешно применен в соответствующем федеральном пилотном проекте. На основе нашего справочника ЛАТЕУС и ряда других справочников был создан Федеральный справочник лабораторных исследований. Однако только у нашего справочника система кодирования тестов базировалась на кодах справочника LOINC. Мы активно предлагаем использовать ЛАТЕУС на безвозмездной основе другим регионам — с 16 регионами мы подписали соглашения о предоставлении справочника.
В 2017 г. мы планируем предоставить данные лабораторных исследований непосредственно пациентам через личный кабинет на нашем официальном портале записи к врачу. Также в этом году мы будем активно пополнять ИЭМК из медицинских информационных систем ЛПУ и другими видами медицинских записей — выписными эпикризами стационаров, направлениями на консультации и исследования, результатами консультативных заключений и инструментальных исследований.
PC Week: Среди задач информатизации системы здравоохранения также часто упоминается тема управления рецептами, медицинскими изображениями ...
Г. О.: Да, эти вопросы актуальны и для нашего города. У нас с 2015 г. в полном объеме успешно функционируют единая система выписки льготных рецептов и выдачи лекарственных средств в аптеках, центральный архив медицинских изображений, куда поступают мамографические снимки. Мы реализовали пилотные проекты информационной поддержки процессов скрининга рака молочной железы на основе опыта Финляндии и запускаем аналогичную систему для скрининга колоректального рака и ряд других систем.
В целом нужно отметить, что высокий уровень развития городских систем стал возможен благодаря широкому внедрению МИС в ЛПУ города и интеграции информационного обмена между ними. В 79% ЛПУ внедрены МИС, 35% врачей ведут ЭМК, и поставлена задача увеличить этот показатель к концу года в два раза.
PC Week: Наверняка в ходе этой работы возникали проблемы, порой неожиданные. Какие именно трудности встречались и каким образом вы их преодолевали?
Г. О.: Конечно, были проблемы. И нужно сказать, что это довольно стандартный список почти для всех регионов России, причем проблемы не технического характера: недостаточное финансирование, меняющиеся федеральные требования по интеграции и по новым мониторингам, нехватка ИТ-кадров. Но все же из наиболее существенного я бы выделил скептическое отношение к нашему интеграционному подходу со стороны тех специалистов, которые не учитывали особенности уровня информатизации в Санкт-Петербурге. Некоторые из них говорили о необходимости внедрения единой системы во всех учреждениях здравоохранения, замены нескольких МИС, используемых в наших ЛПУ, на одну единственную и лучшую во всех отношениях МИС.
Время доказало несостоятельность этого предложения для Санкт-Петербурга в наших конкретных условиях. Мы были открыты для публичного обсуждения преимуществ интеграционного и монолитного подходов и даже провели для этого специализированную ИТ-конференцию с участием 20 регионов России, где с широким представительством специалистов обсудили эти вопросы и сделали вывод о необходимости решения этого вопроса в каждом конкретном регионе профессионально и открыто, а не кустарно и административно. Я высказал свое мнение, что интеграционный подход — это ближайшее будущее для большинства регионов России, а не временная мера.
Также мы ощущаем сопротивление отдельных руководителей ЛПУ, которые уже увидели опасность в возникающей прозрачности информации обо всех аспектах процесса оказания медицинской помощи из аналитических данных созданных нами систем. В основе такой позиции — естественная для людей консервативность и желание сохранить все по-старому. Но в наше время это уже не получится.
PC Week: И все же, если б вы начали делать проект сегодня, что бы вы сделали иначе?
Г. О.: С накопленным опытом мы бы сделали некоторые системы приоритетными и запустили их быстрее — запись по направлениям, управление очередями. Но время идет только вперед и все быстрее, поэтому мы думаем о том, что можно изменить, и не жалеем о прошедшем.
PC Week: Каковы ваши планы по развитию системы? Какие вы видите проблемы и как вы их намерены решать?
Г. О.: Наше глобальное направление — масштабное развитие электронных сервисов населению на базе личного кабинета регионального интернет-портала сферы здравоохранения. Мы придаем большое значение этой работе — она может существенно изменить отношение жителей к системе городского здравоохранения и дает уникальные возможности персонифицированного взаимодействия с ними. Второй вектор нашего развития — широкий запуск использования возможностей ИЭМК для врачей из разных ЛПУ и завершение внедрения МИС во всех ЛПУ Санкт-Петербурга в ближайшее время. Третья важная задача — создание в ближайшие полтора-два года центра развития «Электронного здравоохранения» на базе СПб МИАЦ с самыми современными технологиями — ситуационным центром, учебным центром, контакт-центром, центром очного обслуживания граждан при тесном взаимодействии с системой многофункциональных центров «Мои документы». И четвертое — внедрение проектного управления, реализация приоритетного городского проекта «Электронное здравоохранение» и решение в срок всех приведенных выше задач для реального улучшения организации медицинской помощи жителям города — чтобы это почувствовал каждый петербуржец.
PC Week: Спасибо за беседу.