Сам по себе быстрый процесс разработки без создания правильного подхода к генерации идей и их последующего воплощения не имеет смысла.
Времена, когда методологии разработки и управления проектами типа DevOps, Agile, Scrum казались какой-то экзотикой, прошли — теперь они стали тем средством, которое помогает компаниям в ускоренном темпе создавать эффективный код и запускать его в производство, тем самым отвечая на вызовы современного цифрового мира.
При этом важно не забывать, что хорошо налаженная поставка кода не должна быть самоцелью — она должна подкрепляться бизнес-идеями. Но еще хуже, если у вас есть хорошие идеи, но из-за плохо реализованной DevOps-практики вы не можете их реализовать.
Другой вопрос: реализуя «идейный» проект действует ли компания осмысленно, руководствуясь стратегией управления, или отдаёт дань моде? Например, Amazon и Facebook применяют непрерывную поставку ПО и продвинутые средства аналитики для привлечения и удержания пользователей, а также для борьбы с конкурентами. И при этом чётко следуют идеям, умело их используя.
Цифровому успеху предшествует выверенная схема «поставки» идей. Глава Compuware Кристофер О’Мейли поделился с изданием InformationWeek тремя советами, которые помогут правильно выстроить стратегию по генерированию качественных идей.
Нанимайте менеджеров по цифровым продуктам и расширяйте их полномочия. Для улучшения цифрового взаимодействия с клиентами многие компании полагаются на довольно замысловатую комбинацию из команды маркетологов, специалистов по продажам и ИТ-менеджеров. Это в корне неблагоразумно, поскольку каждая из этих заинтересованных сторон занята выполнением своих основных обязанностей и не может уделять достаточно времени на проработку деталей возникающих идей.
Вдобавок ко всему сборная команда руководствуется различными интересами и порой не в состоянии чётко обрисовать их перспективы. В итоге команда разработчиков, которой приходится учитывать множество полярных мнений, рискует увязнуть в трясине разросшегося и малоконтролируемого объёма работ или остаётся с сырыми наработками, ценность которых вызывает сомнения. Как же этого избежать? Лучшее решение — привлечь менеджеров по цифровым продуктам, которые смогут проконтролировать внедрение идеи от начала и до конца. Без «менеджеров идей» не удастся претворить стоящий замысел в жизнь. Эти специалисты должны обладать необходимым опытом, подходящим характером и полномочиями для принятия решений.
Содействуйте, одобряйте и вознаграждайте. Многие руководители предприятий говорят об инновациях, но не предпринимают никаких действий, чтобы взрастить саму культуру инноваций. Более того, они разделяют бытующее мнение, что инновация рождается в результате творческого порыва или вдохновения. С этим сложно спорить, но важно другое: очень часто новые идеи возникают при обсуждении повседневных, небольших проблем, с которыми сталкиваются клиенты. И если за решение проблемы берется «коллективный разум», то уже не нужно ждать вдохновения.
Таким образом, важность коллективного обсуждения сложно переоценить. Стоит спланировать еженедельные встречи коллектива, где будут решаться текущие проблемы или отыскиваться новые идеи. Встречи можно проводить в том числе в форме игры, когда члены коллектива отображают свои замыслы в визуальном виде на «доске идей», соревнуясь, чья задумка лучше. Обладатели лучших из них должны вознаграждаться, при этом следует понимать, что публичная похвала или выдача премий отличившимся — это ещё не признак сложившейся культуры инноваций.
В Compuware, например, появление важных идей сопровождается празднованием на уровне всей компании. Это сигнал для всех— для отдела продаж и финансистов, инженеров службы поддержки и даже пользователей и наших партнёров: все они сопричастны происходящему, они привнесли идею для рынка. Дух командного сотрудничества — это не громкие слова, это реальное подтверждение того, что великие идеи рождаются не в одиночестве.
Не бойтесь ошибок. Ожидаемо, что множество идей так и не перетекут в плоскость применения, но не забывайте: чрезмерное пренебрежение неудавшимися идеями не должно отразиться на способности команды к формированию и восприятию новых идей как способа мышления. В ИТ-практике нередко встречались ситуации, когда вроде бы не очень удачные поначалу замыслы затем превращались в яркие продукты. Исходя из этого, многим менеджерам хорошо бы научиться не воспринимать ошибки слишком буквально, болезненно реагируя на них.
Если вы настроены к чему-то скептически — это ещё не значит, что за вами правота. В этом плане поучительны манеры венчурных инвесторов — им нередко приходится слепо жертвовать частью капитала, инвестируя в стартапы, но они, понимая степень ответственности, всё же не сетуют «на жизнь». Другими словами, настройте себя на то, что вы инвестируете не в какую-то специфическую идею, а в процесс инноваций. И ещё — не останавливайтесь. Практика DevOps сама по себе предполагает агрессивную эволюцию, идущие в ногу скорость и эффективность — это императив вашего бизнеса.
Получив представление о том, какую идею вы хотите воплотить в коде, вам также нужно определиться, как это сделать. Убедитесь, что DevOps повышает уровень удовлетворенности клиентов, а не показатели производительности вашей ИТ-службы.