Смотрите, кто пришел
С внедрением онлайн-ККТ поменяются не только сфера услуг и ритейл. Сейчас уже можно с полной уверенностью сказать, что перемены коснутся и ИТ-компаний, так как они непосредственные участники, играющие важную роль в реализации этой федеральной программы.
Внедрение федерального закона
На данный момент в России функционирует 10 операторов фискальных данных, все эти компании — не новички на рынке, это либо крупные игроки, осваивающие новый сегмент, либо опытные профессионалы, открывшие бизнес в этом направлении.
Само решение выделить передачу фискальных данных в отдельное направление появилось летом 2016 года вместе с принятием редакции
Технологии передачи фискальных данных существуют более 10 лет и уже успешно реализованы во многих странах: Черногория (2001), Сербия (2004), Южная Корея (2005), Швеция (2008), Албания (2009), Канада (2010), Польша (2011), Венгрия (2012), Грузия (2012), Хорватия (2013), Казахстан (2015), Македония (2015), Румыния (2016), Словения (2016), Чехия (2016). В России ряд компаний запустили пилотные проекты по внедрению онлайн-ККТ еще в 2014 году, тогда были сделаны первые наработки и заложены первые планы. Основной идеей проекта тогда было предоставление клиентам-пользователям ККТ полного спектра услуг и решений для поддержки их деятельности. Сегодня, когда страна переходит на новый стандарт, основная задача заключается в том, чтобы максимально облегчить процесс перехода на новый порядок работы.
Выходя за рамки
Совокупная выручка 20 крупнейших поставщиков ИТ-услуг в ритейле увеличилась на 11,7% — с 35,7 млрд. руб. в 2015 г. до 39,98 млрд. руб. в 2016 г. Внедрение онлайн-касс открывает новый перспективный сегмент ИТ-рынка. Сегодня в России действует примерно 1,2 млн. кассовых аппаратов, и их число постоянно растет. Но уже через год, в 2018 году, их станет в два раза больше, поскольку на кассы переходит в том числе бизнес на ЕНВД и ПСН. Вместе с тем, объём рынка стандартных услуг ограничен (по экспертным оценкам, их ориентировочный оборот составляет 9,6 млрд. руб.), что заставляет ОФД уже сегодня оценивать перспективу расширения продуктовой линейки. В настоящее время операторы фискальных данных обеспечивают примерно одинаковый уровень сервиса и придерживаются средней ценовой политики. Но кого-то устроит роль посредника, другие намерены выйти за эти рамки, чтобы со временем вырасти еще и в поставщиков разного рода дополнительных услуг.
Информация с чеков аккумулируется у ОФД, что дает возможность формировать и предлагать рынку различные виды агрегированной аналитики, которая несомненно, будет представлять определённый интерес для бизнеса. При этом стоит отметить, что соблюдается полная конфиденциальность: все данные обезличены, то есть сведений о том, какой конкретно пользователь делал ту или иную покупку, у операторов в распоряжении нет. Тем временем есть возможность получать различные информационные срезы — например, по регионам, по времени покупок, по средним чекам, номенклатуре и другим параметрам. Пока никто не оценивал возможные объемы подобных аналитических услуг, но очевидно, что в данном направлении есть потенциал монетизации благодаря интересу к повышению эффективности для различных субъектов экономики. Многие компании заинтересованы в получении консолидированной и структурированной информации об операциях в рамках своего бизнеса и о его состоянии в различных разрезах, в зависимости от внутренней аудитории: отдел маркетинга, бизнес-подразделения, технические отделы и отделы инноваций и т. д.
Агрегированные данные смогут не только стать инструментом для анализа рынка в целом, но и позволят рассматривать покупательское поведение в самых мелких деталях, вплоть до анализа поведения отдельного покупателя. Это, в свою очередь, позволит развивать дальше в новом качественном состоянии рынок «умной» рекламы. Сейчас российские компании прорабатывают также проекты по интеграции со скоринговыми системами банков, что позволит повысить эффективность потребительского кредитования, также разрабатываются многоуровневые программы лояльности с учетом возможностей онлайн-касс, ведется интеграция с геолокационными сервисами.
Существенный потенциал также виден в направлении дополнительных облачных сервисов текущим клиентам. Сегмент облачных сервисов развивается стремительно, и уже понятно, что в будущем ОФД смогут предлагать различные услуги, раннее недоступные небольшим компаниям, такие как партнерские пакеты, востребованные телеком-продукты, сервисы расширенной аналитики и другие опции, которые облегчат ведение бизнеса и будут помогать в оперативном принятии важных бизнес-решений.
Заглянем в будущее
Новые правила применения ККТ и собранные с онлайн-касс большие данные откроют такие возможности, которые прежде были просто нереализуемыми. Особенно это должны почувствовать крупный ритейл, банки, арендодатели и производители товаров. Одновременно развитие сегмента передачи фискальных данных будет стимулировать новые тренды на ИТ-рынке.
Направления, непосредственно связанные с обработкой данных и созданием условий для обеспечения эффективности бизнеса за счет применения ИТ, отражены в недавно принятой «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы». Среди таких направлений: создание экосистемы цифровой экономики, подразумевающее «партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических и информационных систем».
Одними из наиболее перспективных технологий, применимых к российскому рынку, являются сервисы мобильных приложений, Big Data, а также, возможно, технология блокчейн. На данный момент на рынке уже существуют приложения, позволяющие в режиме реального времени контролировать продажи и следить за статусом работы касс, скоро появится и решение для торговли алкоголем, интегрированное с ЕГАИС.
Среди основных трендов, которые формирует кассовая реформа, можно отметить несколько. Во-первых, виртуализация решений. Все больше решений будут продаваться как облачные сервисы, а не как набор «железа» и софта для конкретного пользователя.
Во-вторых, активное развитие ориентированных на данные решений: те или иные механизмы обработки больших данных, необходимых для принятия обоснованных выводов и решений, лягут в основу большинства софтверных решений, будет развиваться применение искусственного интеллекта. В то же время будет наблюдаться тренд роста затрат на обеспечение информационной безопасности, а также повышаться роль медиа в ИТ-бизнесе, так как медиа — крупнейший потребитель данных о поведении населения, им они необходимы для использования в маркетинговых целях.
И, наконец, можно предугадать вымывание средних игроков с рынка — это произойдет либо за счет их ухода, либо за счет поглощения крупными и глобальными игроками.
Материал подготовлен при участии Алексея Барова, «Платформа ОФД», Александра Емелина, «Первый ОФД» (АО «ЭСК»), и Ильи Аксельрода, ОФД-Я.