«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — именно с этой цитаты из книги «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла начался очередной совместный вебинар компаний «АЛВ Груп» и Microsoft, посвященный возможностям использования в бизнесе прикладных облачных сервисов на платформе Office 365. Действительно, это тезис, который казался не очень понятной шуткой во второй половине XIX века, сегодня выглядит уже довольно банальной истиной, и более того — всем уже понятно, что в эпоху цифровой экономики, чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно двигаться еще быстрее, используя не только силу ног, но и самые новейшие ИТ.
Начав с этого общетеоретического вступления, генеральный директор «АЛВ Груп» Сергей Савинов поделился своими наблюдениями об изменении ситуации на российском рынке автоматизации СМБ: традиционная стратегия действия заказчиков в кризисных условиях (минимизация новых проектов и оптимизация использования существующих систем) уже исчерпала свои возможности. Еще год назад компании начали переходить от модели «выживания» к модели «развития в новых условиях», в том числе открывая новые направления бизнеса и расширяя сферу своей деятельности. Этот процесс естественным образом сопровождается задачами модернизации действующих и внедрения новых ИТ-решения, а значит и обновления ИТ-инфраструктуры. И вот тут, выбирая между разными вариантами организации ИТ, заказчики все чаще обращаются к облачным схемам, видя их преимущества по сравнению с традиционными онпремис-решениями.
Объективной основой такого тренда является то, что облачные технологии за последние два-три года по всем ключевым параметрам (функционал, надежность, безопасность, стоимость, соответствие нормативными требованиям) вышли на уровень зрелости, вполне достаточный для реального применения в бизнесе, в том числе при решении критически важных задач. Возможности облаков, о которых раньше говорилось, как о некотором потенциале, сегодня уже многократно подтверждены практикой. Как это ни странно, но именно переживаемые страной экономические трудности также способствуют переходу клиентов к новым для себя ИТ-схемам: соображения стоимостной целесообразности (самое главное — снижение начальных капитальных затрат и времени ввода сервисов в эксплуатацию) быстро перевешивают сомнения типа «нужно ли менять привычное на что-то не очень знакомое?». Существенным фактором является также давление на бизнес со стороны пользователей: люди, особенно молодые, уже привыкли к новой мобильной модели личной жизни и хотят применять ее на работе, в том числе не тратя время на ненужные поездки по городу, заполнение бумаг и пр.
И еще одно важное обстоятельство: облачные модели и технологии все шире применяются государственными структурами, особенно теми, которые отвечают за взаимоотношения с бизнесом (налоговая служба, Пенсионный фонд и многие другие). Это является для коммерческих компаний не только значимым примером, но зачастую заставляет их также использовать облачные схемы как лучший вариант интеграции с государственными сервисами.
Переходя к конкретным вопросам использования облачных решений, Сергей Савинов высказал мнение, что несмотря на расширение спектра облачных предложений ведущие позиции в области прикладных сервисов принадлежат платформе Office 365, причем не только в силу исторических причин, но и ее динамичного развития. При этом, по его мнению, еще несколько лет назад произошел важный сдвиг вектора развития системы в сторону расширения именно ее платформенных возможностей: хотя все продукты и сервисы Office 365 обновлялись и в сторону улучшения пользовательских функций, но все же ключевые новшества были связаны с усилением «программистских» механизмов, в том числе позволяющих независимым разработчикам создавать собственные решения на базе Office 365. Опыт США и Европы довольно наглядно показывает, что в последние два-три года расширение использования Office 365 идет не только за счет прямого предоставления его сервисов конечными пользователям, но и в результате появления все большего числа прикладных предложений на основе этой платформы от третьих фирм, причем доля второго варианта в общем объеме постоянно растет.
По наблюдениям руководителя «АЛВ Груп», в России процесс развития рынка независимых прикладных решений на базе Office 365 идет с некоторой задержкой по сравнению с западными странами, и заметное негативное влияние тут оказали появившиеся еще три года назад опасения, что деловые отношения с зарубежными облачными провайдерами могут быть осложнены в результате тех или иных санкций. Но опыт последних двух лет показал, что эти опасения были, как минимум, явно преувеличенными.
Так или иначе, но сама «АЛВ Груп» делает ставку в своей деятельности именно на использование Office 365 в России и еще несколько лет назад перешла от схемы продажи и внедрения готовых сервисов Microsoft к созданию комплекса собственных прикладных средств «Документооборот 365» на этой платформе. В дополнение к созданным в прошлом году модулям «Управление договорами», «Управление платежами», «Корпоративная почта» сейчас она предлагает также облачное решение «Управление инспекциями».
Это ПО предназначено для поддержки работы мобильных «полевых» сотрудников. Первоначально сервис был обкатан в проекте по обслуживанию (профилактика и ремонт) оборудования на ЖКХ-объектах, но потому показал свою эффективность и в других сферах (например, для управления работой выездного медицинского персонала). Использование решения позволило перейти от бумажного документооборота к электронному, в результате чего во многом вообще отпала необходимость постоянно посещения офисов компаний разъездными сотрудниками (которые часто приезжали туда только, чтобы забрать и отдать документы). При этом резко повысилось качество документооборота (оперативность, отсутствие пропажи документов), сократились затраты на заполнение документов. Компания может легко наладить эффективный геолокационный тайминг работы мобильного персонала (что порой очень важно для самих сотрудников). Важным аспектом является вывод на качественно новый уровень управление SLA (соблюдение требование заказчика). Опыт одного из проектов показал, что только обеспечение документального подтверждения SLA в отношениях с клиентом (минимизация конфликтов) позволило в существенной мере окупить затраты на внедрение этого облачно-мобильного сервиса.