С этого, казалось бы, риторического вопроса с очевидным ответом «Да, конечно! А как же иначе!» началось заседание пресс-клуба, проведенного компанией RedSys по теме повышения надежности оборудования за счет современных методов его обслуживания. Однако все оказалось не столь очевидно: в своем обзоре состояния дел в этой сфере директор центра отраслевых и бизнес-решений RedSys Артем Мясников привел данные маркетинговых исследований: если в Европе и США уровень применения ИТ-средств управления производственными активами в средних и крупных компаний приближается к 100%, то в России эта доля составляет всего 25%. И это при том, что средний возраст оборудования в нашей стране превышает
Решение задачи управления производственными активами всегда начинается с организации учета материальных средств, что можно достаточно просто сделать стандартными возможностями простейших ERP-продуктов. При этом поддержка сопутствующих бизнес-процессов (заявки на ремонт, списание, приобретение) может выполняться с помощью стандартных СЭД. «Когда мы говорим с потенциальными заказчиками, есть ли у них система управления производственными активами, то почти все слышим уверенный ответ — „да, разумеется! “. Но когда мы начинаем изучать ситуацию детально, то чаще всего оказывается, что речь идет о довольно банальном учете материальных ресурсов, но никак не об управлении жизненным циклом оборудования», — поделился своими наблюдениями заместитель директора центра решений RedSys Николай Кузнецов.
Да, когда речь идет о производственном оборудовании, нужно говорить именно о его жизненном цикле, поскольку тут есть полная аналогия с живой природой, у которой есть свои этапы развития, в том числе со своими случайными и хроническими заболеваниями, неожиданными катаклизмами, естественными возрастными изменениями и т. д. Все это относится в том числе и к таким, казалось бы, совершенно стабильными объектам, как недвижимость (там тоже нужен, например, регулярный косметический и капитальный ремонт, есть свои предельные сроки эксплуатации), но в качестве знакомого бытового примера лучше привести аналогию с эксплуатацией автомобилей.
«Целевую задачу управления производственными активами можно определить как поиск оптимального соотношения трех взаимосвязанных компонентов — собственно производство (рабочее использование оборудования), ремонт текущего оборудования и закупки новых средств производства. Хотя на практике задача обычно решается в более узкой постановке: максимальное продление срока жизни используемых активов с минимизацией производственных потерь (во время ремонта) и затрат на ремонт. Разумеется, очень важным является достаточно точное определение момента, когда поддержка текущего оборудования становится нецелесообразной и нужна его замена на новое», — пояснил Николай Кузнецов. О том, что продление полноценной жизни даже очень сложного, активно используемого оборудования вполне реально, говорит, например, опыт авиационной отрасли: известно, что даже
Для оценки эффективности стратегии управления производственными активами аналитики предлагают использовать модель зрелости, которая включает четыре последовательных уровня:
1. Реактивное обслуживание: ремонт только после обнаружения неисправности.
2. Превентивное обслуживание: техническое обслуживание и ремонт по расписанию на основе общих правил и регламентов.
3. Обслуживание по состоянию: основывается на мониторинге и оценке реального состояния оборудования.
4. Прогнозное обслуживание: основывается на математических моделях анализа жизненного цикла оборудования данного класса с учетом реального состояния и режимов эксплуатации конкретного оборудования.
По мнению Артема Мясникова, сегодня подавляющее большинство российских предприятия находится на втором уровне зрелости, при том, что заметная часть придерживается даже стратегии первого уровня. Повышение же эффективности управления производственными активами подразумевает переход на третий, а затем и на четвертый уровень. Фактически именно четвертый уровень зрелости позволяется перейти к практической реализации концепции Интернета вещей применительно к решению задачи управления активами. Но нужно понимать, что для выхода на третий и тем более на четвертый уровень совсем не достаточно лишь собирать информацию о текущем состоянии оборудования, нужно уметь ее правильно использовать для выработки конкретных рекомендаций по управлению оборудованием (техническое обслуживание, ремонт, обновление, внедрение нового). Для решения таких задач нужно использовать специальные программные системы класса ТОиР (техническое обслуживание и ремонта).
Развитие такого ПО во многом шло на основе опыта отраслей с непрерывными производственным процессами, которые могут, в крайнем случае, останавливаться только в четко определенные моменты времени, но сейчас подобные средства становятся востребованным практически для любых вариантов использования оборудования. Исторически для решения подобных задач использовались классические проприетарные системы управления корпоративными активами (EAM), которые дополнялись соответствующим специальным функционалом. Такие системы от западных поставщиков давно известны и использются в России, но, по мнению экспертов RedSys, их применение в нашей стране далеко не всегда бывает оправданным, при их внедрении и эксплуатации заказчики сталкиваются с рядом проблем (высокая стоимость, излишний функционал, отсутствие учета российской специфики, в том числе в плане учета нормативных требований). Оптимальным вариантом является использование российских разработок, созданных на базе анализа мирового опыта, но также и с учетом реальной отечественной практики.
Но что же все-таки мешает российским промышленным предприятиям применять средства ТОиР так же широко, как в высокоразвитых странах? «Отечественные компании только несколько лет назад стали в массовом порядке выходить на понимание важности вопросов эффективного управления производственными активами, — дает ответ Артем Мясников. — Но тут они столкнулись с общей нашей проблемой — нет денег. Соответственно сложность выработки стратегии действий в этом направлении усиливается тем, что нужно действовать в условиях ограниченного финансирования».
Эксперты RedSys считают, что решением этой проблемы должна стать ориентация заказчиков на использование отечественного ПО с возможностью сочетания открытых и проприетарных моделей его реализации. Очень важным является также выработка оптимальной стратегии внедрения таких систем. Хотя многие предприятия естественно хотят приобретать для начала относительно простые и дешевые продукты фрагментарного покрытия своих текущих потребностей, но это часто оказывает крайне неэффективным в долгосрочной перспективе, учитывая последующие затраты на сопровождение, интеграцию и развитие. Конечно, заказчики могут применять разные подходы — поэтапного приобретения и внедрения по мере необходимости или делать «все и сразу», — но в любом случае нужно сначала выстроить долгосрочный план действий, а не решать проблемы по мере их появления в самые неподходящие моменты.