Эксперты Frost & Sullivan на основании проведенных исследований рассказали о состоянии, основных тенденциях и перспективах глобального и российского рынка микроэлектроники.
В период
Основная доля рынка микроэлектронных компонентов сегодня принадлежит странам Азиатско-Тихокеанского региона (около 61%), далее с большим отрывом следуют государства Северной и Южной Америки (19%), Европы и Япония (по 10%). За последние 10 лет доля стран АТР в структуре мирового рынка микроэлектроники увеличилась на 14%, Северной и Южной Америки — на 1%. Рыночные доли европейских стран и Японии, напротив, сократились — на 6 и 9% соответственно.
В ближайшие 5 лет флагманские позиции в отрасли сохранят за собой Китай, Малайзия, Тайвань, Сингапур, Южная Корея и США, а ключевыми драйверами развития мировой микроэлектронной промышленности (с точки зрения стимулирования спроса на продукцию производственных предприятий) станут автомобильная и телекоммуникационная промышленность, робототехника, индустрия здравоохранения, сегменты потребительской электроники и интернета вещей (IoT). Среди набирающих силу рыночных тенденций следует назвать распространение устройств дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR), более мощных технологий для работы с большими объемами данных (например, VLC), производство энергоэффективных технологий (в т.ч. OLED), носимых устройств (wearables) и общий тренд на миниатюризацию. Большое влияние на развитие и рост мирового рынка микроэлектроники окажут также промышленный интернет вещей (IIoT), и так называемый интернет медицинских вещей (IoMT).
В течение последних шести лет российский рынок микроэлектроники прирастал в среднем на 3,3% в год, увеличившись с $1,9 млрд в 2010 до $2,3 млрд в 2016 году. Доля России в структуре мирового рынка остается незначительной и составляет всего 0,7%. Тенденцией последних двух лет стало сокращение объема рынка, которое происходило на фоне общего спада в экономике страны. Так, по сравнению с 2014 годом в 2015 году объем рынка сократился с $2,8 до $2,4 млрд, или на 14,3%. По итогам прошлого года снижение составило 3,3%.
«Российская микроэлектронная промышленность сильно зависит от реализации государственных программ, в первую очередь, в аэрокосмической и оборонных отраслях, — отметил Алексей Волостнов, директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России. — На сегодняшний день почти половина всех производимых в стране микроэлектронных компонентов (микросхем, чипов, полупроводниковых составляющих) потребляется предприятиями авиационной и оборонной промышленности (45%). На втором месте — компании, работающие в сфере энергетики, медицины и приборостроения (суммарно 32%); на третьем — малые и средние предприятия, специализирующиеся на производстве потребительской электроники (11%). Таким образом, основным заказчиком микроэлектроники в России является государство, в то время как в большинстве развитых стран спрос на продукцию заводов формируется в частном секторе. Для сравнения, на телеком-сегмент приходится в среднем 31,5% всех заказов, на сферу производства персональных компьютеров — 29,5%, на автомобилестроение — 11,6%. Государственные заказы составляют порядка 13,9% в структуре потребления микроэлектроники в мире».
«По нашим прогнозам, в ближайшие несколько лет структура спроса на российском рынке микроэлектроники не претерпит существенных изменений. В оборонной и аэрокосмической отраслях рост спроса будет обеспечиваться за счет разработки новых видов вооружения (и увеличения военных расходов в целом), строительства авиалайнеров и космических летательных аппаратов (спутников), — прокомментировал А. Волостнов. — В автомобильной промышленности — за счет реализации программ по локализации производства составляющих и запчастей, развития и внедрения системы „ЭРА-ГЛОНАСС“. Также можно ожидать увеличения спроса в сегменте государственных слуг — в частности, на чипы для пластиковых карт для платежной системы „Мир“, электронных полисов медицинского страхования и т.д.».
В частном секторе развитие отечественной микроэлектронной промышленности будет стимулироваться заказами со стороны производителей потребительской электроники, энергетического и медицинского оборудования. «Весомый вклад также внесет развитие в России интернета вещей. Если в 2015 году количество подключенных устройств составляло 16,1 млн (0,2% от общемирового), то в 2018 году их число увеличится более чем в два раза — до 32,6 млн», — отметил А. Волостнов.