В конце мая в Берлине прошла конференция Fujitsu World Tour 2017. Это мировое турне вендора, подобные мероприятия в течение года проводятся в крупных городах всего мира, в сентябре World Tour приедет в Москву. Слоган турне: «Human Centric Innovation: Digital Co-Creation», в вольном переводе «Человечные инновации: цифровое созидание».
Любой российский корпоративный заказчик на вопрос «Что продает Fujitsu?» скорей всего не задумываясь ответит «серверы и системы хранения». И будет прав — на сегодня и в России. Однако, судя по World Tour, уже в ближайшие годы бизнес компании будет связан и с другими, не традиционными пока направлениями. Берлинская конференция была интересна прежде всего этим здоровым практичным футуризмом, возможностью заглянуть в совсем уже близкое будущее, познакомиться с технологиями, которые еще не продаются массово, но очень к этому близки, существуют на уровне пилотов, прототипов. В Мюнхене находится одна из исследовательских лабораторий Fujitsu, ее разработки составили ядро выставки, которая сопровождала конференцию, и им была посвящена значительная часть программы.
Основные направления превращения нынешнего мира в цифровой хорошо нам знакомы: мобильность, искусственный интеллект, машинное обучение (более точно было бы сказать «самообучение машин»), IoT. Где-то сбоку находится прямо с ними не связанный, но потенциально очень много обещающий блокчейн. Самое интересное — как именно пойдет превращение. Несколько разработок лаборатории Fujitsu в Берлине можно было посмотреть и потестировать.
Небольшой робот. Симпатичный, с чертами ребенка. По-английски хорошо говорит и понимает, по-немецки — быстро учится и делает успехи (по свидетельствам носителей языка.) Выполняет простые жесты, взаимодействуя с человеком. Имеет API и может быть подключен к множеству бизнес-приложений, в том числе к CRM. Работа с клиентами в местах массового обслуживания, в том числе на стойке ресепшн — его назначение.
Командная работа в распределенной среде. Есть две команды, разделенные офисной перегородкой или тысячами километров. Они хотят работать так, как будто перед ними лежит большой лист бумаги, где каждый может рисовать, чертить, писать, передавая лист коллеге. Именно такую идею «общего листа», рабочего поля реализует решение Fujitsu. Ключевой элемент в нем не экран на стене или в руках, а проектор, размещенный над обычным темным офисным столом и изображение, которое он на стол проектирует. Можно подключить множество приложений и устройств, но работать с изображением на столе можно именно как с листом ватмана: черкать, делать заметки и — раз! — одним движением перекинуть лист другой группе по сети, а потом — два! — получить его обратно с замечаниями товарищей. Принципиально, что приложение прежде всего реагирует на жесты, а не нажатия на какие-то специальные устройства или области в рабочем поле.
Анализ транспорта. На улицах крупных городов уже размещены тысячи видеокамер. Обычно изображение с них подается на экраны, за которыми следит оператор. Нештатные ситуации выявляет человек. Поставлена задача обнаруживать их автоматически. Приложение от Fujitsu уже идентифицирует пожар и задымление, движение по встречной полосе, неправильную парковку, столкновение транспортных средств, пробки. Как только опасная ситуация распознана, немедленно запускается процедура вызова и информирования соответствующих служб. Система основана на машинном обучении.
Еще одно интересное решение тоже использует машинное обучение. Это приложение для распознавания объектов и поиска им подобных в базе данных. Имеются ввиду прежде всего объекты инженерные: от гайки и сложней. Задача очень актуальна для цифрового проектирования. Две камеры расположены перпендикулярно. Им можно показать реальную деталь, и она будет распознана, если такая же уже есть среди доступных цифровых моделей. Если такой еще нет, будет выполнен трехмерный чертеж. Решается и задача распознавания только по чертежам: по изображению могут быть найдены все детали, похожие на заданную по определенным параметрам.
Блокчейн явно среди приоритетов Fujitsu: на World Tour демонстрировались не просто перспективные разработки, а готовые тиражные приложения. Одно из них предназначено для ритейлеров и их клиентов. Платить за покупки через блокчейн с мобильного и в местной валюте можно прямо сейчас или, верней, когда на это решится пойти ваш любимый магазин.
Кажется, забыт IoT? Ни в коем случае. Он обсуждался в несколько непривычном еще у нас ключе. Обычно в этой теме речь идет о датчиках, расположенных в различных устройствах, и о том, что же делать с данными, которые эти датчики могут собирать. Доктор Патрик Крамер, CEO компании Digiwell, партнера Fujitsu, говорил о чипировании людей. Прежде всего сам человек — то «устройство», данные с которого имеет смысл собирать и обрабатывать. Спикер был представлен как биохакер, Chief Cyborg Officer («главный киборг-директор») и говорил о киборгах и бодихакинге. Более того, акт такого хакинга имел место непосредственно на сцене конференции: чип был имплантирован доктором Крамером в кисть доктора Рольфа Вернера, председателя исполнительного совета Fujitsu Technology Solutions и руководителя компании в Центральной Европе. Это было быстро и вроде бы не очень больно, хоть и с анестезией. Но зачем?
Это средство идентификации. Открыть машину, дом, офис или лабораторию, пройти в самолет или взять машину на прокат, получить доступ к финансам можно просто поднеся руку к считывающему устройству. Когда, разумеется, такими устройствами будет оснащено все упомянутое. Более известное применение чипов-имплантов — медицинское. Данные о состоянии пациента пересылаются лечащему врачу. Около 50 тыс. людей в мире уже носят импланты, медицинские и не только, и число их быстро растет. Один из тезисов д-ра Крамера: не надо ждать, пока человек заболеет. Намного лучше следить за его состоянием и не допустить болезни.
Уже существуют импланты, позволяющие человеку знать, где север, такой встроенный компас. А могут быть встроенные часы. Можно сделать «магнитные пальчики». И уж конечно активно идет работа над разработкой чипов-вибраторов, управляемых дистанционно.
Все обсуждавшиеся импланты, однако, остаются в большинстве случаев изолированными от нервной и других систем человека. Электроника почти не взаимодействует с телом и мозгом. Пока. Именно такое взаимодействие, очевидно, позволит кардинально изменить ситуацию и вступить в эру киборгов. Как минимум встроенный датчик радиоактивности бы пригодился. Судя по реакции аудитории ношение имплантов в теле пока и в Европе новинка и редкость.
Однако даже на таком фоне традиционные для Fujitsu области не были забыты. Речь не шла об отдельных видах оборудования. Обсуждались концепции и их сравнительные особенности. Программно-определяемый подход и гиперконвергентность — это интересно Fujitsu, на это и делается ставка. Программное управление компонентами при этом рассматривается как неотъемлемая часть гиперконвергентных систем, черта их архитектуры.
Зачем все это клиентам? Виртуализация, частные облака, высокопроизводительные вычисления (HPC), применение решений SAP, аналитика вообще и работа с большими данными в частности. Именно эти задачи, считают в Fujitsu, требуют предварительно конфигурированных, интегрированных и тестированных комбинаций компонентов: серверов, систем хранения, сетевого оборудования, софта. Гиперконвергентный подход обеспечит снижение сложности, уменьшение рисков, времени, цены и увеличение операционной эффективности. Пример — интегрированная система Primeflex.
Возможно, на гиперконвергентных решениях будут базироваться со временем и системы искусственного интеллекта, и самообучающиеся комплексы машин, и анализ информации с вживленных чипов, и системы безопасности «умных» городов.