Концепция объединения приложений, инфраструктуры и бизнес-процессов и предоставления их «как сервисов» получила развитие быстрее, чем ожидалось.
Не так давно считалось, что «как сервис» не является зрелой моделью предоставления бизнес-процессов и ИТ. Проведенное в 2015 г. исследование этого вопроса однозначно свидетельствовало: 68% опрошенных покупателей сервисов считали, что важнейшие корпоративные процессы не будут предоставляться в качестве сервисов еще в течение пяти или более лет.
Однако концепция объединения приложений, инфраструктуры и бизнес-процессов и предоставления их «как сервисов» получила развитие гораздо быстрее, чем ожидалось. Всего год спустя, в конце 2016 г., второе исследование, проведенное фирмой HfS Research, обнаружило, что 56% руководителей бизнеса намерены приступить к использованию модели «как сервис» в течение двух лет.
Почему произошла такая внезапная смена взглядов? Мы выявили пять причин ускоренного превращения модели «как сервис» в наиболее подходящий способ предоставления доступа.
1. Конкуренция. Использующие модель «как сервис» компании процветают. Те, которые ее не используют, все чаще задумываются, почему они ставят себя в неблагоприятные условия конкуренции.
2. Гибкость. Считается, что глобальная экономика обладает большей неопределенностью, чем в любое другое время после Второй мировой войны. Компаниям необходимо иметь возможность сразу реагировать на быстро меняющиеся условия. А что подходит для этого лучше, чем модель «как сервис»?
3. Быстрота. Цикл инноваций сократился. Прошли дни, когда первопроходцы пользовались преимуществом. Сегодня компаниям необходимы непрерывные инновации и сокращение времени окупаемости инвестиций в новые продукты и сервисы. Модель «как сервис» позволяет им это делать.
4. Сложная аналитика. Компании понимают необходимость использования сложной аналитики для совершенствования предоставления доступа к продуктам и обслуживания клиентов благодаря лучшему пониманию их потребностей. Модель «как сервис» сокращает время, требуемое для совершения действий после достижения понимания, помогая тем самым обеспечить конкурентное преимущество.
5. Бизнес-преимущества. Модель «как сервис» привлекательна для организаций, потому что они видят, что она напрямую связана с целями бизнеса. Компании представляют сервис-провайдеру набор результатов, которых они хотят добиться, а сервис-провайдер разрабатывает решение, которое обеспечивает достижение этих результатов. Что может быть проще или эффективнее?
В конечном итоге, компании начинают признавать перспективность модели «как сервис» и ее способность помочь им в достижении целей своего бизнеса такими способами, которые являются ощутимыми и измеримыми. Однако эта возможность может быть реализована только в том случае, если организации преодолеют некоторые барьеры на пути к успеху.
Ингибиторы распространения модели «как сервис»
Во-первых, организациям необходимо посмотреть, как они покупают эти новые сервисы. Традиционные коммерческие модели, основанные на фиксированной цене или использовании штатных сотрудников, не работают в случае «как сервис». Вместо этого необходимо определять и измерять пользу новыми способами, которые привязаны к уникальным результатам бизнеса.
Во-вторых, использование точечных решений может вызвать проблемы с интеграцией и управлением производителями. Поэтому работайте с сервис-провайдерами, предлагающими сквозное решение для функции или процесса.
В-третьих, технологии, лежащие в основе модели «как сервис», различаются по степени зрелости. Например, публичные и гибридные облака получили достаточное распространение только в последние годы.
В-четвертых, наличие в компании множества заинтересованных лиц может затруднять принятие модели «как сервис», если учесть, что она отличается от приобретения стандартных сервисов. Заинтересованные лица должны согласовать четкий набор подчиненных интересам бизнеса целей, достижение которых будет в дальнейшем обеспечиваться ИТ-подразделением.
Наконец, гибкость модели «как сервис» может вызывать у организаций чувство дискомфорта. Провайдерам необходимо будет постоянно демонстрировать свою полезность, чтобы поддерживать отношения с клиентами и выстраивать с ними стратегическое партнерство.
Пять отправных точек
Если ваша организация готова согласиться с изменением порядка получения доступа к бизнес-процессам и ИТ, которое несет с собой модель «как сервис», ей следует приступить к цифровой трансформации. Но с чего начать? Мы выделили пять отправных точек и рекомендуем рассмотреть, какие из них больше всего подходят для вашего бизнеса.
1. Начните с технологии. Перенося ИТ-функции в облако, вы можете постепенно переходить к модели «как сервис», переводя на нее приложения или процессы по очереди.
2. Автоматизируйте процессы. Компании со сложившимися инфраструктурой и процессами могут захотеть посмотреть, насколько им удастся повысить гибкость и точность посредством автоматизации.
3. Используйте платформы. Многие ведущие организации используют внешние ресурсы для создания новых экосистем и синергий, чтобы стимулировать устойчивый рост. Подключившись к одной из таких экосистем, компания может использовать ее сервисы и возможности «как сервис».
4. Разверните аналитику. Для многих компаний хорошей отправной точкой является потребность в получении конкурентного преимущества с помощью выводов на основе аналитики. Например, аналитика может помочь понять, как уменьшить время выхода на рынок или сократить стадии процессов исследований и разработок. Модель «как сервис» способна помочь этим компаниям быстро и эффективно реагировать на такое понимание.
5. Используйте возобновление контрактов и программ как возможность. Возобновление контракта или естественный конец жизненного цикла программы открывают прекрасную возможность рассмотреть альтернативную модель «как сервис».
Есть много способов перехода к модели «как сервис», но важно начать. Предоставляемые этой моделью возможности выглядят очень привлекательно: получение доступа к процессам и ИТ с акцентом на реальные результаты бизнеса.
Одно можно сказать с уверенностью: если сидеть на обочине и до бесконечности размышлять, когда совершать переход, вы будете уступать все более гибким и эффективным конкурентам.