Безэкранные формы пользовательского взаимодействия с ИТ, такие как Amazon Echo и самоуправляемые автомобили, предвещают будущий мир вычислений, обходящийся без дисплеев.
Недалек тот день, когда понятия пользовательских интерфейсов (UI) и пользовательского опыта (UX) будут охватывать гораздо более широкий смысл, чем работа на устройствах при посредстве экранов. Возможно, наличие экранов в них вовсе не будет подразумеваться.
Это слова из недавнего отчета компании Accenture, который утверждает, что с подъемом искусственного интеллекта (ИИ) он станет новым поставщиком UI и UX. Такие разработки, как автономные средства передвижения и активируемые голосом пользователя домашние помощники являются лишь начальными примерами того, что на горизонте вырисовываются вычисления, в которых все меньше будет задействован экран.
Это повлияет на формы работы корпоративных пользователей, как и на жизнь рядовых потребителей. Уже ведется много разговоров (и пилотных проектов), связанных с использованием на рабочем месте подключаемых средств и носимых устройств, создающих дополнительные возможности для выполнения рабочих функций.
Авторы отчета делают три прогноза:
· Через пять лет больше половины пользователей коммерческих сервисов будут их выбирать, ориентируясь на заложенный в них ИИ, а не на традиционный бренд.
· Через семь лет большинство интерфейсов не будет иметь экран и будет интегрировано в повседневные задачи.
· Через 10 лет цифровые помощники получат настолько широкое распространение, что смогут поддерживать продуктивность работников для взаимодействий, связанных с их рабочими обязанностями, днем и ночью круглый год, оперируя в фоновом режиме, как в случае создания видеоотчетов сразу после важных встреч.
Выводы Accenture базируются на опросе 5400 управленцев из разных стран мира. «Выходя за рамки бэкэнд-инструмента для предприятий, ИИ берет на себя исполнение все более усложняющихся ролей в ИТ-интерфейсах, — констатируют авторы отчета. — От самоуправляемых средств передвижения, использующих компьютерное зрение, до перевода в реальном времени, возможного благодаря искусственным нейронным сетям, ИИ делает любой интерфейс и умным, и простым, устанавливая высокую планку для способов функционирования будущих взаимодействий».
79% опрошенных руководителей согласны с тем, что ИИ поможет ускорять внедрение новых технологий в их организациях. А 85% еще и отмечают, что в ближайшие три года их организации будут активно инвестировать в технологии, связанные с ИИ.
По мнению экспертов Accenture, важнейшим подтверждением того, что ИИ осуществляет первые посягательства на корпоративные UI и UX, являются активируемые голосом системы. «Успехи в обработке естественного языка и машинном обучении делают технологию более интуитивной в использовании, и вы, например, можете приказать, чтобы виртуальный помощник запланировал совещание, вместо того, чтобы открывать программу-планировщик, выбирать в ней время, создавать событие и вводить дополнительную информацию. ИИ уже выполняет разнообразные роли в пользовательском опыте. На простейшем уровне он заботится о поставке людям контента, как в случае мобильного приложения Spotify, предлагающего новые музыкальные композиции исходя из того, что пользователь выбирал раньше. В более важном контексте ИИ применяет машинное обучение, чтобы направлять действия людей к наилучшим результатам».
Ведущие поставщики корпоративной технологии тоже видят в ИИ будущее компьютерных интерфейсов: это и Salesforce Einstein, и Microsoft Azure Cognitive Services, и Google Cloud Platform. Существуют также ИИ-платформы с открытым исходным кодом: от Google TensorFlow до Intel Trusted Analytics Platform. А Caffe, фреймворк глубокого обучения, разработанный в Калифорнийском университете (Беркли), лег в основу проекта Deep Dream, запущенного Google в 2016 г., чтобы продемонстрировать как ее искусственные нейронные сети воспринимают изображения.
Сочетание «интуитивных естественных взаимодействий и готовых к применению Open Source-инструментов мостит дорогу для крупных перемен в интерфейсе», — добавляют авторы отчета Accenture.
Как вступить на этот путь безэкранного использования ИИ? Пол Догерти, директор Accenture по технологии и инновациям, описывает действия, которые надо предпринять компаниям, желающим поэкспериментировать с приложениями, предлагающими UX на базе ИИ:
· Проанализируйте существующие коммуникационные каналы и определите, как их можно сделать более «умными», используя идеи других успешных разговорных интерфейсов или приложений с голосовым интерфейсом.
· Обдумайте каждое взаимодействие с клиентами или своим персоналом и спросите себя, как их можно улучшить посредством ИИ.
· Поинтересуйтесь новыми интерфейсами, которым не нужен экран, и продумайте, как обеспечить с помощью новых каналов многомерные голосовые взаимодействия.