Группа экспертов McKinsey заявляет, что внедрение API-интеграции происходит медленнее ожидаемого, и рекомендует способы, раскрывающие ее роль в бизнесе.
Об API (интерфейсы прикладных программ) — в их современной, открытой для мира форме — говорят уже несколько лет, представляя их как множество мини-механизмов, которым предстоит возвести цифровую экономику на новую ступень славы. Тем не менее, они пока еще не совсем соответствуют создаваемому для них имиджу.
Об этом недавно заявила группа консультантов McKinsey, которые утверждают, что API имеют массу недораскрытого потенциала, однако не так интенсивно внедряются в практику, как предсказывали отраслевые наблюдатели. Почему? Дело в том, что их ценность остается скрытой или неоднозначной.
Чтобы сделать API фрагментами кода, усиливающими возможности предприятия, еще требуется некоторая предварительная работа, говорят эксперты во главе с Кирти Иенгаром, корпоративным архитектором McKinsey. Они отмечают, что «количество фирм, имеющих зрелые API-программы, все еще невелико. Большинство организаций имеют лишь где-то с десяток API вместо сотен, необходимых для формирования сильного портфеля».
Замедленное по сравнению с ожиданиями освоение API означает упущенные возможности роста бизнеса, констатируют Иенгар и его соавторы. По их оценке, предприятия, которые не смогли создать кросс-отраслевые экосистемы или стать их участниками, недополучат в глобальном масштабе в общей сложности один триллион долларов экономической прибыли. «Это делает API, которые играют критическую роль в связывании организаций и технологий в экосистемы, мощной силой на конкурентном поле боя», — заявляют они.
Иенгар с соавторами очерчивают шесть принципов, позволяющих извлечь из API больше пользы.
Выявите потенциальные выгоды и расставьте приоритеты. Хотя это выглядит тривиальной фразой, но бизнес и ИТ-менеджеры должны постараться конкретизировать, где API смогут давать реальную пользу. Группа McKinsey считает хорошим стартом проанализировать цепочки действий пользователей. Случай из практики: «Один банк собрал в объединенную команду специалистов бизнеса и ИТ и поручил ей разобраться в том, где API-интерфейсы помогли бы устранить ряд давнишних болевых точек клиентов. Анализ выявил возможности разработать API продвинутых калькуляторов, умеющих извлекать данные из разнообразных наборов данных, API индивидуальной информации о клиенте и API агрегации продуктов, которые вместе должны помогать клиентам быстрее получать доступ к нужной информации и уменьшить использование запросов с заполнением форм. Этот управляемый данными подход предоставил банку более ясное понимание предстоящих задач и создал импульс для продвижения API-программ». Хороший пример для подражания.
Понимайте данные. Разберитесь в среде данных, стоящих за API, советуют Иенгар и его группа. «Понимание вещей, необходимых при разработке API, требует глубокого знания среды данных и особенно бэкэнд-систем, где часто осуществляется работа API. После выявления наилучших возможностей разработчики API смогут определить, какое количество каких API необходимо, чтобы достичь нужного результата».
Активно управляйте монетизацией. Следующим вызовом, встающим перед корпоративными менеджерами, являются реальные финансовые оценки ожидаемого эффекта. «Это тот шаг, который во многих организациях, как ни странно, обычно обделяют вниманием, — пишут эксперты McKinsey. — Определение того, что и как оценивается в деньгах, требует, например, количественной оценки стоимости использования данных или сервисов (часто на основе учета уровня их проприетарности и их роли в генерации ценностей), доходных поступлений от внедрения API и затрат, на которые готовы пойти разработчики и пользователи для доступа к создаваемым решениям».
Организуйте управление. Группа McKinsey советует создать централизованный орган по надзору за проектированием и разработкой API в масштабе организации. Этот орган — например, инновационный центр — «может управлять всеми API, включенными в каталог, чтобы не допускать их дублирования, обеспечить повторное использование и помогать разработчикам в доступе к этим API». Группа управления также должна обеспечивать гибкость. Организации, преуспевшие в API-решениях, «постоянно проверяют свой портфель и пересматривают в нем приоритеты». Группа управления также заботится, чтобы API тесно согласовались с требованиями бизнеса.
Активно содействуйте практическому применению. К API следует относиться наравне со всем другим, что бизнес собирается развернуть и предоставлять своим работникам или клиентам, говорится в отчете McKinsey. Завоевание интереса охватывает целый спектр деятельности, от пилотных проектов к приобретению доверия и привлечению внимания на уровне предприятия.
Измеряйте и отслеживайте производительность. API следует рассматривать так же, как и любую другую бизнес-инициативу в плане оценки и измерения степени внедрения и коэффициента полезного действия. Иенгар и его коллеги рекомендуют сфокусироваться на «значимых метриках уровня использования и трафика, таких как количество зарегистрированных пользователей, процент разных категорий пользователей и количество запросов во времени». Важно также отслеживать ошибки данных и времена отклика API.