Ассоциация «РУССОФТ» определила тенденции, характерные для софтверной отрасли России в
В прошлом году софтверные компании заработали в России не менее $4,4 млрд, что на 21% больше, чем в 2015 г. По итогам 2017 г. они ожидают рост на 14%, но эта оценка основана на ожиданиях опрошенных компаний при условии стабильного обменного курса национальной валюты или его снижения по отношению к доллару США. При укреплении рубля на 10% в 2017 г. рост в долларовом выражении окажется выше — до 25%.
Из-за часто возникающей путаницы, когда вычисленный аналитиками «РУССОФТ» объем зарубежных продаж софтверных компаний путали с объемом зарубежных продаж с позиций российских юридических лиц (который измеряется чистым притоком в Россию валюты за исполненные ими контракты), вместо понятия «экспорт» решено использовать термин «зарубежные продажи». Дело в том, что не всегда зарубежные продажи ПО, разработанного российскими компаниями, ведут к прямому поступлению валюты в Россию. Часть денег остается в юридических лицах, созданных российскими компаниями в других странах в соответствии с мировой практикой, чтобы быть ближе к клиенту (в условиях современной геополитики такая практика становится особенно актуальной). Эти средства частично идут на развитие зарубежных центров разработки и офисов продаж, включая затраты на маркетинг. А частично они возвращаются в страну в соответствии с законодательством, регулирующим холдинги.
Таким образом, имеется три разных показателя, характеризующих внешнеэкономическую активность российских софтверных компаний в 2016 г.: совокупные зарубежные продажи российских софтверных компаний — $7,6 млрд (расчет «РУССОФТ»); приток валюты в Россию от зарубежных продаж — $4,8-5 млрд (экспертная оценка «РУССОФТ»); экспорт компьютерных услуг — $2,7 млрд (статистика ЦБ России).
Все предыдущие сообщения о зарубежных продажах в 2016 г. и 2017 г. (прогноз) со ссылкой на «РУССОФТ» были основаны на предварительных и очень приблизительных расчетах.
В любом случае софтверные компании ожидают вполне приличного роста продаж на внутреннем рынке — не меньшего, чем за рубежом. При этом не стоит говорить о том, что разработчики сознательно переориентируются на российский рынок в ущерб работе за пределами своей страны. После потрясений российской экономики с резким сокращением внутреннего рынка программного обеспечения в 2009 г. и
Данные «РУССОФТ» говорят о том, что многие разработчики, которые прежде весь (или почти весь) доход получали в России и ближнем зарубежье, теперь рассматривают возможности работы по всему миру. Один из ярких примеров — создание компанией «1С» дочерней структуры, которая специализируется на продвижении решений материнской структуры как на западных рынках, так и на рынках развивающихся стран.
Перспективы роста продаж на глобальном рынке в ближайшие годы хорошие, несмотря на проблемы, создаваемые российским компаниям на рынках западных стран. Однако стоит обратить внимание на то, что небольшим компаниям сложнее работать за рубежом, чем в России. Итоги 2016 г. еще раз подтвердили то, что для наращивания зарубежных продаж желательно иметь оборот $10-20 млн. Зато на внутреннем рынке темпы роста небольших продуктовых компаний выше (по сервисным компаниям большого различия нет). Чтобы такие компании быстрее закреплялись на глобальном рынке, необходима более мощная государственная поддержка.