Научившись решать задачи построения инженерной инфраструктуры, владельцы российских ЦОДов постепенно начинают искать способы повышения эффективности дата-центра в целом.
Руководитель по развитию направления DCIM подразделения IT Division компании Schneider Electric Андрей Ивашов рассказал научному редактору PC Week Валерию Васильеву об актуальных тенденциях в области управления инженерной инфраструктурой ЦОДов в России.
PC Week: Как можно охарактеризовать происходящие сейчас изменения в области эксплуатации инженерной инфраструктуры российских ЦОДов? Чем они обусловлены?
Андрей Ивашов: В эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОДов все большее значение приобретают задачи управления — мониторинг и контроль.
Конечно, при оценке качества ЦОДа можно полагаться на сертификаты Uptime Institute. Однако на данный момент контроль качества функционирования дата-центра сертификация не обеспечивает. Тут не обойтись без специальных инструментов для мониторинга состояния оборудования и управления активами инфраструктуры.
В стоимости всей инженерной инфраструктуры доля систем управления ею невелика. В то же время при правильном внедрении и эксплуатации такие системы помогают предотвращать большую часть возможных отказов. Но вот организовать их правильное внедрение и эксплуатацию бывает непросто в силу размытия ответственности за надежное и эффективное функционирование ЦОДа между персоналом, который обслуживает ИТ- и инженерную инфраструктуры.
PC Week: Это общая картина для коммерческих и корпоративных ЦОДов?
А. И.: Владелец коммерческого ЦОДа, занимающегося сдачей в аренду ресурсов, не обеспокоен качеством сервисов, которые предоставляют своим клиентам арендаторы, размещённые в арендуемом пространстве. Как результат такого разделения труда — сквозной мониторинг инфраструктуры и управления активами оказывается невостребованным и практически нереализуемым .
В ситуации же, когда владелец ЦОДа и провайдер ИТ-услуг выступают в одном лице, всегда могут существовать те или иные сквозные метрики состояния инфраструктуры, позволяющие понимать зависимость качества конечной услуги от эксплуатационного параметра. Но и в таком случае зоны ответственности персонала, обслуживающего инженерную и вычислительную инфраструктуры, разделены и нет заинтересованности во внедрении инструментов сквозного контроля качества, хотя инструменты эти полезны и тем и другим.
Сразу скажу, что в нашем портфолио есть и система мониторинга (StruxureWare Data Center Expert) и система управления активами (StruxureWare Data Center Operation) и мы всегда объясняем необходимость их сосуществования именно потребностями пользователей в сквозном контроле происходящих процессов и ключевых событий, и состояний инженерной инфраструктуры, и полезной нагрузки.
Основные сложности возникают, когда дело доходит до выделения средств на общие инструменты. Кто, например, оплатит покупку системы, которая будет показывать, как работа банкоматов зависит от состояния и нагрузки на источники бесперебойного питания? Слишком различаются ключевые показатели результативности (KPI) у специалистов, занятых в цепочке предоставления ЦОД-услуг, а сквозных KPI, увы, опять же нет. Особенно сложно дела с этим обстоят при работе ЦОДа по схеме «ИТ как сервис».
PC Week: Как вы охарактеризовали бы наиболее интересные тенденции в организации управления инженерной инфраструктурой российских ЦОДов?
А. И.: Можно отметить тенденцию на повышение утилизации стоек в коммерческих ЦОДах. Стимулом этого процесса стал не рост спроса со стороны среднего и малого бизнеса, а такие факторы, как перенос большого количества сервисов в Россию из-за рубежа под давлением законодательных требований, плюс умеренный спрос со стороны финансового сектора. При этом лишь немногие российские ЦОДы демонстрируют спрос на современные средства мониторинга, в том числе высоконагруженных вычислительных систем, и спрос этот явно отстаёт от существующих потребностей.
Корпоративные заказчики по-прежнему скептически относятся к услугам «инфраструктура как сервис» коммерческих ЦОДов, полагая, что ныне практикуемые договоры об уровне предоставляемых сервисов (SLA) не в состоянии компенсировать возможные при отказах убытки, и сложно сказать, когда такое отношение изменится.
В корпоративных ЦОДах есть базовые средства мониторинга инфраструктуры, однако внедрены они неравномерно. Крупные заказчики федерального уровня, например, где-то развернули такие средства, а где-то нет.
В то же время заказчики эти уже проявляют интерес к более совершенным средствам мониторинга — комплексным, удобным в развертывании и эксплуатации, позволяющим консолидировать контроль, активно использующим беспроводные технологии, ориентированным на обслуживание Интернета вещей.
Нужно отметить и высокую зрелость этой категории заказчиков: они решили задачи бесперебойного питания, резервирования мест в стойках, и теперь для них актуально повышение эффективности тех ресурсов, которыми они уже располагают.
PC Week: Как вы охарактеризовали бы наиболее интересные тенденции в организации управления инженерной инфраструктурой российских ЦОДов?
А. И.: Можно отметить тенденцию на повышение утилизации стоек в коммерческих ЦОДах. Стимулом этого процесса стал не рост спроса со стороны среднего и малого бизнеса, а такие факторы, как перенос большого количества сервисов в Россию из-за рубежа под давлением законодательных требований, плюс умеренный спрос со стороны финансового сектора. При этом лишь немногие российские ЦОДы демонстрируют спрос на современные средства мониторинга, в том числе высоконагруженных вычислительных систем, и спрос этот явно отстаёт от существующих потребностей.
Корпоративные заказчики по-прежнему скептически относятся к услугам «инфраструктура как сервис» коммерческих ЦОДов, полагая, что ныне практикуемые договоры об уровне предоставляемых сервисов (SLA) не в состоянии компенсировать возможные при отказах убытки, и сложно сказать, когда такое отношение изменится.
В корпоративных ЦОДах есть базовые средства мониторинга инфраструктуры, однако внедрены они неравномерно. Крупные заказчики федерального уровня, например, где-то развернули такие средства, а где-то нет.
В то же время заказчики эти уже проявляют интерес к более совершенным средствам мониторинга — комплексным, удобным в развертывании и эксплуатации, позволяющим консолидировать контроль, активно использующим беспроводные технологии, ориентированным на обслуживание Интернета вещей.
Нужно отметить и высокую зрелость этой категории заказчиков: они решили задачи бесперебойного питания, резервирования мест в стойках, и теперь для них актуально повышение эффективности тех ресурсов, которыми они уже располагают.
PC Week: Какие изменения намечаются в управлении инженерной инфраструктурой российских ЦОДов?
А. И.: Как я уже отметил, заказчики (и не только наиболее «продвинутые») желают меньше времени тратить на внедрение средств управления: хотя бы концепт системы они стремятся получить максимально быстро, пилотный проект длительностью в месяц-два их уже не устраивает. В «пилотах» они хотят на живых моделях удаленно и быстро оценить результаты будущего внедрения, в минимальной степени обращаясь при этом к поставщикам услуг.
Со своей стороны для поддержки этих запросов мы переходим на веб-платформы, на размещение (в партнерстве с Microsoft) наших инфраструктурных решений в облаках. У нас уже есть облачные демо-площадки, доступ к которым на оговоренное время заказчик может получить через Интернет. Можно также взять в аренду готовую преднастроенную конфигурацию системы мониторинга и начать работать с нею как с неким шаблоном, не тратя времени на какие-либо предваряющие внедрение работы. Будущее, я считаю, за такими инструментами. Сейчас важно их популяризировать.
PC Week: Как на область управления инженерной инфраструктурой ЦОДов влияет госрегулирование в России и за рубежом?
А. И.: На мой взгляд, влияние госрегулирования в России за последнее время не очень заметно отразилось на состоянии спроса на средства мониторинга инфраструктуры ЦОДов. Можно сказать, что за рубежом регуляторы в этой области действуют строже. Например, в США есть жесткие требования к экономии электроэнергии, воды, газа и других ресурсов, особенно это касается Калифорнии, которая является средоточием ИТ-ресурсов страны. ЦОДы с хорошим коэффициентом эффективности использования энергии (PUE), с высокой отказоустойчивостью имеют в США скидки на энергоресурсы и более высокую рыночную стоимость активов.
Россия, располагая колоссальными энергоресурсами, в то же время сильно отстает от экономически развитых стран в масштабах применения ИКТ, в некоторых отраслях в сто раз. Это не стимулирует спрос на энергосбережение, на «зеленые» технологии в целом. Только с увеличением масштабов ИКТ-отрасли страны будет возрастать роль ее регулирования.
Задачи оптимизации инфраструктуры актуальны сегодня для малой части российских ЦОДов. В основном стоимость инфраструктуры перекладывается на заказчиков, будь они внутренними или внешними.
PC Week: Не забываем ли мы о своевременной модернизации ЦОДов, увлекаясь задачами управления инженерной инфраструктурой в целях повышения их эффективности? Когда от выжимания максимальной отдачи от имеющейся инженерной инфраструктуры за счет эффективного управления ею следует своевременно перейти к модернизации?
А. И.: Для профессионально спроектированного и построенного, грамотно нагруженного и эксплуатируемого ЦОДа невозможно существенно повысить эффективность за счет инвестиций в более современное оборудование.
Вообще не стоит забывать, что идеальные режимы эксплуатации оборудования чаще всего не совпадают с реальными требованиями бизнес-заказчиков. Так, водителю автомобиля приходится подстраиваться под трафик — стоять в пробке или ускорять движение, чтобы успеть на следующий зеленый свет светофора. Но такой режим езды не является идеальным для двигателя. Точно так же невозможно перманентно загрузить все ИБП на 90%, чтобы вывести их на максимальный КПД. Всегда приходится оставлять резерв.
Но главное, бизнес-заказчикам не до того, чтобы выводить работу оборудования в идеальные для него режимы. Эксплуатантам всегда приходится искать баланс между недогрузкой и перегрузкой техники, чтобы не нарваться на отказ, с одной стороны, и не увеличить недопустимо расходы, с другой.
Резюмируя, можно сказать, что при прочих равных стоит сразу покупать надежное эффективное оборудование, требовать от вендора расширения диапазона ответственности за функционирование поставляемых устройств (например, правильного ввода их в эксплуатацию, подписания обязательств за фиксированные параметры функционирования в заданный период), добавить средства контроля эффективности работы, проводить регулярный аудит ЦОДа силами вендора на предмет возможного повышения этой эффективности (например, за счет изменения конфигурации оборудования, внедрения новых практик эксплуатации и т. д.). Приобретение нового оборудования не во всех случаях автоматически означает бόльшую эффективность. К тому же не стоит забывать, что оперативный ввод в эксплуатацию новой техники — сложный процесс.
PC Week: Какие аспекты управления инженерной инфраструктурой ЦОДов сегодня наиболее востребованы?
А. И.: Заказчикам сегодня нужны измерения с высокой детализацией, учет затрат на мониторинг, понимание того, на какую часть ИТ-инфраструктуры завязана та или иная часть инфраструктуры инженерной, какая часть операционных затрат приходится на нее.
Специалистам, обслуживающим инженерную инфраструктуру, нужно быть внимательными к потребностям бизнеса, чтобы правильно расставлять приоритеты в обеспечении функционирования ИТ, поскольку у бизнеса есть свои приоритеты в поддержке работоспособности ИТ-оборудования, задействованного в ключевых бизнес-процессах. Это позволит сегментировать инженерную инфраструктуру в целях повышения ее эффективности: какое-то ИТ-оборудование следует обслуживать максимально надежно, а на каком-то — экономить ресурсы.
«Продвинутые» заказчики уже в состоянии найти компромисс между безопасностью и удобством, с тем чтобы некритичные данные получать через облака. После апробации на территории России мы запустим здесь сервисы, поддерживающие и такие запросы. Например, наш сервис Structure On, уже доступный в Великобритании, Ирландии, США, позволяет клиентам поддерживать в облаке виртуальный кабинет с данными мониторинга инфраструктуры, а также передавать информацию о событиях и её состоянии (например, на смартфоны специалистов). В свою очередь повышение информированности персонала позволит повысить отказоустойчивость оборудования.
PC Week: Благодарю за беседу.