«Мировые информационные технологии развиваются быстро, и у нас нет выбора: мы будем идти со скоростью мирового рынка или даже чуть быстрее, чтобы наши решения были конкурентоспособны» — именно этот тезис директор фирмы «1С» Борис Нуралиев поставил во главу угла своего выступления на состоявшейся в конце октября в Москве ежегодной, уже четвертой по счету, конференции «Бизнес-форум 1C:ERP». По его мнению, государственная стратегия импортозамещения в определенной мере помогает российским разработчикам ПО, но все же нужно отдавать себе отчет, что на массовом рынке потребитель выбирает товар, исходя из соображений цены и качества, а не национальной принадлежности. Он напомнил, что бизнес «1С» постоянно рос ускоренными темпами (быстрее ИТ-рынка в целом) всю историю существовании фирмы и продолжает расширяться и в нынешние непростые для экономики страны времена. По предварительным прогнозам компании, ее общий доход (включая многочисленные дочерние и совместные предприятия) в 2017 г. вырастет на 5,9%.
Сейчас компания предлагает для корпоративных клиентов целое программное семейство продуктов «1С:Предприятие», в котором можно выделить ведущую тройку: «1С:ERP Управление предприятием 2», «1С:Документооборот» и «1С:Управление холдингом» (включая «1С:Бухгалтерию»). Кроме того, с декабря прошлого года на рынке доступно комплексное решение «1С:Корпорация», которое включает в интергированном варианте все возможности перечисленных продуктов, а также системы «1С:Зарплата и управление персоналом».
Последние пять лет флагманом прикладных решений компании является «1С:ERP Управление предприятием», которое является качественным развитием представленного почти пятнадцать лет назад продукта «1С:Управление производственным предприятием» (1С:УПП). Все это время оба продукта продавались параллельно, но доля 1С:УПП постепенно снижалась (с 49% в
Продажи «1С:ERP» растут возрастающими темпами (35% в 2015 г., 45% в
Если сфера учетных задач достаточно хорошо регламентирована нормативными актами, то направление управления документами представляет собой большую свободу в действиях предприятия, что создает для них определенную проблему, поскольку тут заказчикам нужно самим определяться с формированием своей системы бизнес-процессов и регламентов. Имея в виду эту проблему, «1С» делает особый упор на создание рекомендаций по организации эффективного документооборота и методику его автоматизации. С этого года клиентам предлагается новая услуга «Консалтинг в управлении документами», в рамках которой специалисты «1С» помогают создать систему документооборота на предприятии, в том числе формируя необходимую нормативную базу и обучая сотрудников заказчика.
«1C:Управление холдингом» представляет собой решение класса Corporate Performance Management, оно является существенным развитие продукта «1С:Консолидация», который с 1 апреля 2018 г. снимается с продаж. В настоящее время решение внедрено уже в более чем трехстах организациях (самый крупный проект — 1700 пользователей), по данным «1С» с его помощью чаще всего автоматизируются задачи бюджетирования, казначейства, консолидации отчетности и учета по МСФО.
Помимо развития традиционных опремис-решений фирма активно развивает облачно-сервисное направление, в котором ведущая роль отводится сервису «1С:Fresh». Если поначалу им пользовались в основном малые и средние компании, то в последние годы быстро повышается интерес к нему со стороны государственных учреждений, в том числе для автоматизации на региональном уровне. Так внедренная в Москве универсальная автоматизированная система охватывает 1500 учреждения (более 10 тысяч пользователей), в Иркутской области — 576 организаций (до 400 пользователей), Нюрбинском районе Якутии — 70 учреждений (70 пользователей).
Однако кроме наличия собственного сервиса «1С:Fresh» фирма «1С» в формате совместных предприятий контролирует целый ряд других облачных SaaS-поставщиков. Недавно на основе этого сообщества был создан «Облачный альянс», в который вошли кроме самой «1С» компании QuickResto, UMI, АмоCRM, «Калуга Астрал», «Мегаплан» и «МойСклад». Среди ближайших задач этой структуры — создание среды для взаимовыгодного сотрудничества членов «Облачного альянса», формирование партнерской сети для продажи и внедрения облачных и мобильных продуктов, предоставление партнерам возможности продавать сразу несколько облачных продуктов. Дальнейшая стратегия будет направлена на усиление позиции группы «1С» на облачном рынке за счет синергии участников альянса, реализации единого механизма регистрации клиентов, создания общей базы данных о российских предприятиях, единой номенклатуры товаров и услуг и т. д.
Новым направлением бизнеса «1С» в этом году стало появление в арсенале фирмы сервисов, поддерживающих деловое сотрудничество компаний на основе создания единого информационного пространства на базе множества установленного ПО «1С:Предприятие». Поскольку эти программы применяют большинство предприятий РФ, и каждое из них что-то продает и что-то покупает, то клиенты могут достаточно просто взаимодействовать друг с другом. Для реализации этой идеи уже сейчас предлагается два новых сервиса: «1С:Бизнес сеть» (работа с партнерами и клиентами) и «1С:Товары» (управление товарами). По словам представителей «1С», первый из них помогает продавцам находить новых клиентов и оптимизировать работу с существующими покупателями, а покупателям — выгодные предложения, новых поставщиков, упростить и оптимизировать закупку. Второй сервис нацелен на небольшие предприятия оптовой и розничной торговли. С его помощью магазины смогут загружать в учетную систему магазина новые товары (наименования, описания и штрих-коды в готовом каталоге), не набирая эту информацию вручную, автоматически формировать заказы на основании данных о продажах — хорошо продаваемый товар всегда будет в наличии, обеспечивать контроль работы розничного магазина или нескольких магазинов с помощью отчетов. Поставщики-оптовики будут настраивать автоматический прием заказов и публиковать свои прайс-листы.
Говоря о перспективах развития бизнеса «1С» в целом, Борис Нуралиев напомнил, что его компания является не только ведущим разработчиком делового ПО, но и признанным экспертом в бухгалтерском учете. И фирма намерена превратить свои знания и опыт в этой сфере в реальный бизнес: «Раньше мы предлагали клиентам автоматизировать их учет, теперь мы можем автоматизировать их основную деятельность (торговую, производственную) и взять на аутсорсинг фискальный учет: бухгалтерию, налоги, зарплату». Уже несколько лет фирма развивает два таких аутсорсинговых проекта: «1С:БухОбслуживание» (для малого бизнеса) и «1С:Аутсорсинг», расширяя при этом новую партнерскую сеть на основе отработанной модели фрайчайзинга. Хотя доля «1С» в сфере бухгалтерских услуг пока составляет всего несколько процентов, компания уверена, что сможет увеличить ее на порядок, и при этом и сам рынок тоже может вырасти на порядок.