У стагнации, в которой пребывает отечественный рынок ИТ, есть множество причин. На одну из них — недостаточную капитализацию российских ИТ-компаний — обратил внимание председатель совета директоров группы компаний «АйТи» и один из руководителей ассоциации РУССОФТ Тагир Яппаров, выступивший на презентации «Инвестиционный потенциал российского ИТ-рынка», организованной Московской биржей и аналитической компанией J’son & Partners.
Проблема не в недостаточной капитализации самой по себе, а в том, что из-за нее у российских компаний нет средств для развития прорывных технологий и направлений бизнеса. Такое развитие требует длительных и недорогих инвестиций, а получить их обычным путем сегодня очень трудно. На мировом ИТ-рынке в роли подобных инвесторов выступают крупнейшие ИТ-компании, такие как Google, Facebook и Amazon, которые могут в обмен на свои акции приобретать перспективные стартапы или проводить внутренние инновационные разработки. Невысокая рыночная стоимость российских ИТ-компаний лишает их такой возможности. Крупные западные вендоры выделяют на НИОКР
Российский ИТ-рынок составляет около 1% мирового, и поэтому для его заметного роста нашим компаниям необходимо выходить на глобальные рынки, а это тоже требует немалых начальных расходов. Председатель правления АРПП «Отечественый софт» Наталья Касперская убеждена, что у многих российских разработок есть отличный экспортный потенциал, развитию которого мешает недостаток опыта в продвижении на зарубежные рынки и ограниченность маркетинговых бюджетов. Если до начала
Предлагаемый путь открывает дополнительные возможности и для небольших стартапов. Сегодня в стране имеются инвестиционные фонды, способные поддержать подобные компании на ранних этапах, но есть системная проблема выхода фондов из таких проектов. В мире в целом лишь небольшая часть стартапов осуществляет выход на IPO, большинство из них покупается теми или иными крупными в смысле рыночной стоимости ИТ-игроками. У нас же последних очень мало.
Как сообщил Тагир Яппаров, в РУССОФТ действует рабочая группа по формированию рынка ценных бумаг ИТ-компаний, дающая свои предложения по совершенствованию регулирования, созданию механизмов пре-IPO инвестирования для формирования пула готовых к выходу на биржу ИТ-игроков и подготовке адекватной рыночной аналитики для потенциальных инвесторов. По словам председателя правления Московской биржи Александра Афанасьева, они, в принципе, готовы к более активному размещению ценных бумаг ИТ-компаний на своей площадке, которая, находясь физически в Москве, через телекоммуникационные каналы доступна для игроков со всего мира. А исполнительный директор Московской биржи по рынку инноваций и инвестиций (РИИ) Геннадий Марголит добавил, что среди 57 эмитентов по индексу РИИ наряду с отраслями биотехнологий, фармацевтики, радиоэлектроники есть и игроки из ИКТ-сегмента. Объемы торгов в РИИ-секции по сравнению с прошлым годом выросли почти в 10 раз и за первые десять месяцев 2017 г. вышли на уровень 1,674 трлн. руб.
В качестве успешного примера капитализации ИТ-рынка Тагир Яппаров привел Польшу, объем ИТ-рынка которой составляет 11 млрд. долл. На Варшавской бирже около 10% торгуемых компаний представляют отрасль ИКТ, их суммарная капитализация достигла сегодня 2,55 млрд. долл. Для ИТ-бизнеса там существует даже специальный индекс WIG-IT, вычисляемый по котировкам 30 отобранных компаний.
С учетом вышесказанного возникает законный вопрос: кто же будут те инвесторы, которые через механизмы фондового рынка захотят инвестировать в российские ИТ-компании? Если это будут зарубежные игроки, то результатом существенного увеличения капитализации российских ИТ-компаний может стать их частичный переход под контроль иностранных владельцев. Трудно сказать, плохо это или хорошо в целом, но с учетом нынешней нормативной базы вполне вероятен переход отдельных компаний в категорию «не отечественных» и потеря ими определенной части заказчиков из госсектора. По мнению Натальи Касперской, бояться зарубежных инвесторов не нужно, поскольку долгосрочные инвестиции всегда рискованны и разделение рисков с западными игроками может иметь положительный эффект. А Тагир Яппаров убежден, что в России свободные деньги есть и как раз их обладатели, а не зарубежные инвесторы, будут основными покупателями ценных бумаг российских ИТ-компаний.
Инвестиционный потенциал российского ИТ-рынка
Руководитель департамента ИТ и облачных сервисов J’son & Partners Consulting Александр Герасимов, представивший результаты исследования инвестиционного потенциала российского ИТ-рынка, обратил внимание на то, что валовая стагнация скрывает бурные процессы трансформации бизнеса и ИТ, которые делают отдельные направления вложений чрезвычайно перспективными. К таковым он относит всевозможные ИТ-сервисы, включая облачные, и бизнес-приложения. Специфика нынешней ситуации в ИТ-отрасли такова, что капитализация компаний с близкими показателями по выручке и прибыли может отличаться в десять раз. Это приводит к тому, что на в целом стагнирующем рынке появляются нишевые звезды, инвестирование в которых чрезвычайно выгодно.
Перспективные ниши у нас — это все, что связано с прикладными услугами. В подтверждение этого тезиса Александр Герасимов привел данные о долях тех или иных ИТ-сегментов в экономиках России и США. У нас доля ИТ в ВВП в 5 раз меньше чем в США (0,83 и 4,01% соответственно), а по ИТ-услугам отставание еще больше — в 9 раз. При этом в инфраструктурных сегментах различия не столь значительны: по железу — в 2,7 раза, а по телеком-услугам и вовсе имеется паритет. Одной из причин слабого развития рынка ИТ-услуг (а это на 80% бизнес-приложения) является ограниченность ИТ-бюджетов российских предприятий, которые в среднем составляют 1% от их выручки. Неохваченными остаются те предприятия, у которых этот бюджет меньше стоимости «входного билета» (разовых затрат на развертывание бизнес-приложений). Появление облачных прикладных SaaS-услуг существенно уменьшает затраты на «входной билет» и соответственно расширяет круг потенциальных потребителей масштаба СМБ. Это означает, что перспективными становятся инвестиции в ИТ-компании, предоставляющие подобные услуги. По мнению докладчика, у России за счет этого фактора есть потенциал четырехкратного роста проникновения бизнес-приложений. Например, благодаря более высокому проникновению в малый бизнес объем облачного рынка Бразилии в четыре раза больше, чем в России. А в США на предприятия СМБ приходится 50% потребляемых облачных услуг (26 млрд. долл. в год). Впрочем, даже по оптимистическому прогнозу проникновение SaaS-услуг в нашей стране к 2023 г. достигнет всего лишь уровня 18%.
Наиболее привлекательными для инвестирования, как считают в J’son & Partners, являются провайдеры облачных бизнес-приложений местной разработки, разработчики тиражных приложений и системного ПО, ориентированные на кооперацию в канале сбыта с российскими и глобальными облачными провайдерами, крупные местные поставщики услуг IaaS и PaaS, обладающие собственными ЦОДами, и разработчики заказного ПО. Доля добавленной ими стоимости в структуре выручки достигает
Комментируя результаты исследования, генеральный директор компании «Рексофт» Александр Егоров выразился весьма жестко: «Традиционной системной интеграции и дистрибуции приходит конец». Связывая свои основные надежды с SaaS, он предупредил, что российским поставщикам IaaS и PaaS будет очень трудно конкурировать с такими гигантами, как Amazon Web Sevices (контролируюет более 40% этого сегмента) и Microsoft Azure. Сейчас у наших компаний есть преимущества благодаря ограничению трансграничной передачи данных, но если «киты» придут в Россию и построят здесь свои ЦОДы, тогда и эти преимущества нивелируются. Еще одна его рекомендация будущим SaaS-провайдерам: с самого начала ориентироваться на глобальный облачный рынок.
Генеральный директор одного из ведущих российских провайдеров прикладных облачных услуг, компании «СКБ Контур», Дмитрий Мраморов заявил, что его компания рассматривает в будущем возможность проведения IPO на Московской бирже. А руководитель направления по связям с инвесторами компании Softline Николай Судариков отметил, что нашим ИТ-компаниям нужны разные механизмы привлечения инвестиций. Для Softline, уже работающей в 30 странах, выход на глобальный рынок — это основной фактор роста, но он требует доступа к дешевым «длинным» деньгам. Компания планирует получить такой доступ, разместив на Московской бирже свои облигации.
В J’son & Partners основную проблему видят в том, что «старые» ИТ-рынки низкомаржинальны, а «новые» малы по объему и поэтому их игрокам не хватает собственных средств для полноценного развития. В настоящее время складывается наиболее благоприятная ситуация для вхождения в капитал перспективных ИТ-компаний: они стоят относительно недорого, но по мере успешного развития будут расти мультпликатор (соотношение капитализации и выручки), их доходы и ликвидность ценных бумаг. Нужен тесный контакт потенциально заинтересованных инвесторов с владельцами и менеджментом ИТ-компаний с целью выработки прозрачных для инвесторов стратегий их развития хотя бы на ближайшие