Во многом следующий год станет определяющим для компаний, которые устремились перевести свои инфраструктуры на цифровые рельсы. Эти стремления оправдывают растущие ожидания и потребности потребителей, и чтобы удовлетворить их предприятиям крайне важно научиться привлекать новых и удерживать хорошо себя зарекомендовавших сотрудников, а также придерживаться гибкой политики изменений, внедряя те решения, которых требует момент. Очевидно, что консьюмеризация продолжает оказывать влияние на современный бизнес, а вместе с ним меняется и роль CIO: его административные полномочия дополняются управленческими, поскольку важность принимаемых им решений напрямую затрагивает все аспекты бизнеса.
Опираясь на данные телеком-компании Vodafone, издание eWeek приводит список из восьми самых важных технологий и трендов, которыми будет отмечен 2018 г.
1. Программируемые сети. Периодический ввод в эксплуатацию новых программ и оборудования типа мобильных девайсов подвергает риску сетевую инфраструктуру компаний. В этой связи назрела необходимость более тщательного подхода к организации деятельности предприятий. Одним из решений является применение программно-определяемых сетей (software-defined networking, SDN), но некоторые вендоры испытывают трудности при их сочетании с гибридными облаками. Выходом в этой ситуации представляются решения специализированных компаний, которые могут перенаправлять несколько интернет-каналов по единому шлюзу, тем самым обеспечивая работу SDN.
2. Унификация коммуникаций. Облачные службы заняли свою нишу как в корпоративном секторе, так и потребительском, но пока что они практически не пересекаются. С оглядкой на то, что многие — если не большинство —корпоративных сотрудников охотно привлекают для решения своих задач потребительские облака, это не может не вызывать опасений ИБ. Сегодня компании пытаются обеспечить разумный подход для коммуникаций в облаке, который бы позволял объединить надежность и безопасность корпоративных сетей с легкостью и простотой, которыми обладают публичные облака. Ключевая задача CIO — выдержать правильный баланс между удобством коммуникаций и потребностями бизнеса.
3. Эволюция BYOD. Не совсем ясно, начали ли о феномене BYOD («принеси на работу собственное устройство») забывать или он настолько укоренился, что профильная пресса стала редко о нем упоминать. Тем не менее, цифровизация вновь взывает его к жизни: она просто немыслима без мобильного доступа к сети, почтовым ящикам, чтения деловой корреспонденции на ходу и оперативной связи. Если в момент, когда BYOD стал трендом, CIO волновались по поводу выбора гаджетов, то теперь им нужно озадачиться их безопасностью. Проблема усугубляется постоянной угрозой хакерских атак— интерес хакеров к корпоративным сетям и дорогостоящей информации не ослабевает.
4. Взаимодействие CIO и отдела кадров (HR). Компании заинтересованы, чтобы их кадровый состав пополняли грамотные и технически сведущие сотрудники. В итоге роль ИТ-директора становится более согласованной с HR: совместно они проводят собеседования и отбирают требуемый персонал. В свою очередь CIO требуется создать гибкую рабочую среду для обеспечения меняющихся требований специалистов. Важность этого условия сложно переоценить — оно влияет на уровень сотрудничества и моральный дух коллектива. Сплоченный коллектив, благоприятные условия работы — это преимущество перед конкурентами.
5. Превентивный подход в вопросах безопасности. Достаточно бегло окинуть взором количество новых технологий, которые пополняют программный и аппаратный стек фирм, чтобы понять, что их защита представляется крайне непростой задачей. Ситуацию подтверждает статистика — частота атак на корпоративные сети возрастает в геометрической прогрессии. Разумеется, теперь задача ИТ-директора выходит далеко за рамки статичных настроек безопасности — ему предстоит предвидеть возможные удары прежде, чем они нанесут непоправимый вред данным или даже бизнесу компании.
Но как можно предвидеть опасность, если не знать, откуда она придёт? Для этого CIO следует развивать «пространственное» мышление, отталкиваясь от того, что он считает у себя в компании небезопасным; постоянно мониторить информацию о том, что предпринимают хакеры и как они это делают. Для защиты периметра нужно применять гибкие сетевые решения, которые в том числе позволяют по мере необходимости оперировать базами данных. Не стоит также забывать о создании резервных копий. В комплексе это поможет если не предотвратить атаку, то хотя бы смягчить последствия.
6. Искусственный интеллект. ИИ и машинное обучение — в этом году они стали самыми обсуждаемыми технологиями и сохранят этот импульс и в следующем году. Это отразится на количестве интеллектуального софта — его станет больше, к тому же появятся ИИ-приложения, которые смогут работать в сетевом пространстве. Не исключено, что появятся программы, которые повысят функциональность и сделают интернет-протоколы маршрутизации и алгоритмы безопасности более надежными.
7. Подготовка к появлению сетей пятого поколения. Некоторые мобильные операторы отчитались о пилотных пусках 5G-сетей, а их массовый коммерческий запуск ожидается к 2020 г. Технологии 5G будут обеспечивать более высокую пропускную способность по сравнению с технологиями 4G, что позволит обеспечить большую доступность широкополосной мобильной связи. Пятое поколение создаст возможности для внедрения новых мобильных сервисов, в том числе в областях Интернета вещей и онлайнового видео. Компаниям, которые желают оказаться в фарватере новой технологии, нужно подготовиться: рассмотреть, какой софт является критически важным для 5G-скоростей, какие выработать стратегии безопасности и т. д.
8. Консьюмеризация — лучший путь для найма профессионалов. Одной из самых больших проблем, с которым в последние годы приходится сталкиваться компаниям, является привлечение квалифицированных специалистов. Некоторые эксперты считают, что во всём виновата консервативность компаний, особенно это касается крупного бизнеса. Архаичность, отсутствие гибкости, медленный карьерный рост, плановость — все это является отталкивающими моментами для потенциальных соискателей работы.
Чтобы оживить ситуацию, компаниям нужно не декларировать стремление к цифровым преобразованиям, а по-настоящему превратиться в цифровые фирмы. Нужно понимать, что многие люди ценят удобство и комфорт, которые им дарят мобильные гаджеты в личной жизни, и хотят перенести его на работу. Как это обеспечить — задача, которую CIO предстоит решить.