Роль CIO в корпоративном мире изменяется. Кто этого не понимает, окажется не у дел.
За последнее десятилетие в роли CIO произошли колоссальные перемены. Аббревиатура «CIO» теперь означает большее, чем директор по информационным технологиям. Сегодня необходимо совмещать много обязанностей и быть также директором по добыванию информации, директором по инновациям и директором по интеграции.
«Традиционная роль CIO, который обеспечивает бесперебойную работу всех систем, полностью устарела, — констатирует Дебби Крупитцер, глава подразделения по цифровизации производства и промышленному IoT в консалтинговой фирме Capgemini. — Эта роль претерпела эволюцию, и те, кто не поспевают за переменами, вполне могут оказаться не у дел».
Звучит резко. Но важно видеть, что происходит вокруг. Облака, мобильность, IoT и поток нарождающихся технологий — включая робототехнику, искусственный интеллект, гибкую электронику, дополненную и виртуальную реальность — радикально влияют на сегодняшний бизнес и используемые в нем ИТ. «Организациям требуется другой тип мышления, — говорит Крупитцер. — Им нужен человек, понимающий больше, чем только технологии — и даже то, как разные сферы сочетаются друг с другом». Это может подразумевать умение мыслить с позиций директора по маркетингу, операционного директора, директора по цифровизации или технического директора.
Разумеется, CIO сегодня должен разбираться в концептуальных основах инноваций, революционных технологиях и трансформации бизнеса иначе и шире, чем раньше. Ему также необходимо иметь в своем распоряжении механизмы для освоения новых возможностей, включая внутренние лаборатории, занимающиеся инновациями, партнерские связи с университетами и открытые инфраструктуры поддержки инноваций, в том числе инкубаторы идей и венчурный капитал. Может иметь смысл завязать партнерство со стартапом или даже купить такую фирму. «Идеи и новые продукты могут зародиться поистине из любого источника», — отмечает Крупитцер.
Также необходимо переопределить и полностью переосмыслить понятия успеха и провала. В определенных областях, таких как исследование данных, применение традиционных оценок возврата инвестиций (ROI) может свести на нет или уничтожить любые шансы для прорыва. Чтобы получить результат, могут потребоваться месяцы, и исследование зачастую проходит сложный и извилистый путь, приводящий к новому революционному продукту, сервису или функционалу, которые не имеют ничего общего с исходными замыслами.
Уже не новость, что все больше компаний избирают подход «CIO как сервис». А некоторые вообще ликвидируют должность CIO. По словам Крупитцер, «CIO уже не может быть главным спецом в технологии. Он уже не может смотреть только внутрь. Ему необходим широкий и глубокий диалог и взаимодействие со всей своей организацией и за ее пределами. В перспективе вероятно, что компании будут для себя искать совершенно иной тип CIO».