Как нам подготовиться к изменениям, которые к 2030 г. внесут в нашу работу и повседневную жизнь развивающиеся технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, дополненная/виртуальная реальность, робототехника и облачные вычисления?
Институт будущего (Institute for the Future, IFTF) специализируется на
Директор IFTF по исследованиям Рейчел Магуайр пояснила, что целью этого проекта было понять, что принесет будущее, чтобы люди могли к нему подготовиться. По ее словам, речь идет о том, чтобы увидеть «возможные варианты будущего». Учитывая, что «в будущее вступают не синхронно», идея заключается не в том, чтобы прогнозировать точные цифры на конкретные даты, а больше в том, чтобы «определить общие направления, в которых мы движемся».
В исследовании учтены взгляды 20 мировых экспертов по поводу меняющихся отношений между людьми и технологией и того, как к тому времени эти отношения будут проявляться в обществе, бизнесе и на работе. Результатом стал доклад «Новая эра партнерства человека и машин» (The Next Era of Human-Machine Partnerships).
К важнейшим изменениям, которых мы можем ожидать в ближайшие 13 лет в результате роста количества машин на рабочих местах, относятся следующие:
- облачные вычисления станут нормой;
- хотя некоторые виды работ будут выполняться машинами, большинство рабочих мест будут новыми, они пока еще не существуют;
- взаимодействие машины и человека сделает более эффективными поиск талантов, управление коллективами, предоставление товаров и услуг;
- работники научатся понимать, что они должны делать «в данный момент», чтобы оставаться на уровне требований, предъявляемых к их квалификации ростом количества машин на рабочих местах.
Ожидается изменение самой природы индивидуальной карьеры. «В 2030 г. изменятся предъявляемые к работе требования и открывающийся перед организациями ландшафт, поскольку процесс поиска работы будет перевернут с ног на голову». Наблюдаемая сейчас тенденция, когда люди работают временно или самостоятельно решают частные задачи (gig economy), как ожидается, усилится до такой степени, что люди будут считать, что их нанимают не на постоянную работу, а для выполнения конкретных заданий.
Доклад также рисует будущее, в котором не столько люди будут искать работу, сколько работа их. «Механизмы ознакомления с репутацией, визуализация данных и интеллектуальная аналитика позволят искать людей по их навыкам и компетенциям, и организации станут находить наиболее талантливых работников для выполнения отдельных заданий». Поскольку организации будут нанимать сотрудников именно там и тогда, где и когда они необходимы, они получат преимущество, став «менее раздутыми и более конкурентоспособными», а также «более гибкими и прибыльными» благодаря сокращению «затрат и непроизводительных издержек».
Работники приобретут определенную гибкость, а также будут «моментально» обучаться решению стоящих перед организацией задач. Магуайр пояснила, что благодаря технологиям погружения, таким как дополненная и виртуальная реальность, работникам не придется «оставлять свою должность для обучения» новой специальности. Напротив, они смогут применять «цифровой слой над рабочими станциями», который мог бы вводить их в новые специальности и приложения прямо на рабочем месте.
Доклад указывает также на преимущество, связанное с превращением компаний в более объективно движимые данными. «Человеко-машинные партнерства позволят людям находить и использовать информацию без эмоций или посторонних пристрастий, вынося при этом человеческое суждение, где это уместно».
Магуайр поделилась следующим наблюдением: «учитывая темпы революционных преобразований», которые вызывают развивающиеся технологии, пришло время «способствовать установлению более продуктивных отношений между людьми и машинами».
По ее словам, цель доклада заключается в том, чтобы помочь людям критически осмыслить будущее. Следует задаться следующим вопросом: «Что нам необходимо сделать сегодня, чтобы быть готовыми к будущему?».