Ericsson ConsumerLab представила седьмой выпуск ежегодного отчета, посвященного 10 основным потребительским трендам. Исследование, озаглавленное The 10 Hot Consumer Trends for 2018 and beyond, описывает тенденции, которые будут актуальными, начиная с 2018 года. На этот раз в отчете отмечается сдвиг парадигмы — пользователи ждут от цифровых устройств человеческих реакций на запросы: распознавания жестов, мимики, интонации и реакции на прикосновения. В этом году, как обычно, в исследовании приняли участие жители Москвы, которые высказали более радикальные взгляды, чем в среднем по миру.
10 потребительских трендов, которые будут актуальны с 2018 года:
- тело как интерфейс. Более половины нынешних пользователей интеллектуальных голосовых помощников рассчитывают на возможность использования жестов, эмоций, интонаций голоса и прикосновений для взаимодействия с техническими устройствами. 51% опрошенных в целом и 59% жителей Москвы в частности верят в то, что примерно через три года с гаджетами можно будет общаться также как с людьми. При этом 73% московских респондентов полагают, что клавиатуры и мыши уйдут в прошлое через пять лет;
- расширенные возможности слушания. Производители смартфонов убирают привычные разъемы для наушников, вынуждая пользователей приобретать беспроводные наушники. 81% опрошенных (а в Москве 79%) верят, что всего через пять лет наушники можно будет не вынимать из ушей даже для подзарядки. 41% столичных респондентов полагают, что наушники позволят выбирать, кого из присутствующих в комнате слышать лучше, а чьи голоса приглушить. 63% пользователей хотят, чтобы наушники переводили речь с одного языка на другой в режиме реального времени, а 52% желают, чтобы они блокировали храп членов их семьи;
- вечные новички. 30% опрошенных (в Москве 26%) не успевают следить за развитием технологий, это вызывает стресс и ощущение беспомощности. Однако при этом 55% отмечает, что именно новые технологии позволяют получать новые знания, необходимые им для выполнения своей работы. Особая роль принадлежит интернету: по мнению 46% респондентов, он позволяет как быстрее получать новые знания, так и скорее забывать изученное;
- соцсети превращаются в СМИ. Социальные медиа, начинавшиеся как площадка для общения, все чаще используются для трансляции личных мнений пользователей с большим числом подписчиков. 55% опрошенных (в Москве 60%) уверены в том, что соцсети используются для продвижения идей и мнений в интересах той или иной группы лидеров мнений. 39% респондентов (в Москве 51%) считают, что знаменитости платят за увеличение числа подписчиков, а еще столько же людей устали от сообщений компаний с просьбой лайкнуть их корпоративную страницу. Примерно половина респондентов верит, что искусственный интеллект можно использовать для проверки достоверности новостей и фактов, которые появляются в социальных сетях;
- слишком умная реклама. 40% пользователей в целом готовы терпеть рекламу в обмен на бесплатные услуги, а 58% хотят блокировать нежелательную рекламу с помощью искусственного интеллекта. В Москве эти показатели составляют 54% и 71% соответственно. По оценке половины опрошенных, технологии дополненной и виртуальной реальности, используемые в рекламе, со временем могут прийти на смену реальным товарам и услугам. Например, может случиться так, что человек будет довольствоваться хорошо сымитированным виртуальным пляжем вместо поездки на настоящее море;
- странности общения. 50% опрошенных считают странной и пугающей перспективой невозможность отличить человека от робота. 40% также с опаской относятся к тому, что смартфоны смогут реагировать на их настроение. Невозможность отличить человека и робота смущает 55% опрошенных жителей российской столицы, а 46% не готовы к тому, что умные телефоны смогут распознавать радость, грусть или скуку;
- праздная жизнь. 32% опрошенных, в числе которых студенты, считают, что им не нужна работа как смысл жизни. 40% хотели бы, чтобы вместо них трудились роботы. В Москве иметь роботизированного двойника хотят 49% жителей. 34% мировых респондентов хотели бы, чтобы их полностью обслуживали роботы. В Москве этот показатель еще выше — 47%;
- жизнь в фотографии. Половина опрошенных хочет иметь смартфоны, снимающие фотографии в 3D. В Москве этот показатель еще выше и составляет 66%. По мнению 75% респондентов, через 5 лет технологии виртуальной и дополненной реальности позволят заново проживать сфотографированные на телефон моменты. Для полноты ощущений 55% пользователей AR и VR хотят иметь обувь или перчатки, позволяющие взаимодействовать с виртуальными объектами с фотографии;
- улицы в воздухе. Дорожный трафик — проблема всех мегаполисов, и решить ее пользователи надеются с помощью летающих такси: интерес к этому средству передвижения проявили 40% опрошенных в целом и 59% жителей российской столицы. 39% считает, что в их городе необходимы специальные воздушные дороги для дронов и летающих средств передвижения. В Москве так считает 55% респондентов. Правда, при этом более трети людей опасаются падения дрона на голову;
- заряженное будущее. Необходимость иметь постоянный доступ к источникам энергии и интернету для множества пользователей и устройств формирует потребность в инновационных источниках питания. И эти источники должны быть мобильными. Более 80% опрошенных полагают, что через пять лет появятся аккумуляторы, которые полностью решат проблему с необходимостью постоянной подзарядки устройств. Интересно, что 70% жителей Москвы отдают предпочтение электромобилям — это больше, чем в среднем по миру (63%).
«В ближайшем будущем устройства не будут иметь ни физических, ни виртуальных кнопок, а для управления ими не понадобятся смартфоны. Это абсолютно необходимое изменение, поскольку людям будет непросто осваивать все новые интерфейсы приспособлений и устройств, подключённых к интернету вещей, — прокомментировал результаты отчета глава Ericsson ConsumerLab Майкл Бьёрн (Michael Björn). — Сейчас людям приходится вникать в тонкости функционирования используемых ими устройств. Однако в будущем ситуация изменится, и уже устройства будут узнавать привычки своих владельцев. Чтобы взаимодействие было комфортным, устройства должны быть подключены к облачным технологиям обработки данных и реагировать на запросы в течение миллисекунд. Это создает новые требования для сетей передачи данных».
Отчет 10 Hot Consumer Trends for 2018 основан на данных, полученных Ericsson ConsumerLab в результате исследований, проводимых по всему миру на протяжении более, чем 22 лет, а также на итогах опросов опытных пользователей интернета из 10 важнейших городов мира, состоявшихся в октябре 2017 года. Хотя в опросе приняли участие всего 30 млн горожан, однако они являются передовыми пользователями новых технологий, а значит, их мнения позволяют сформировать представление о будущих трендах.