ИТ-отрасль — одна из самых динамичных развивающихся отраслей экономики. В неустанном круговороте технологии сменяют одна другую — только вчера мы говорили о мобильных телефонах и облачном компьютинге, а сегодня их дополнили технологии дополненной и виртуальной реальностей, нанороботы, искусственный интеллект, Интернет вещей и цифровая трансформация. Последняя — скорее собирательный образ, который отражает готовность компаний соответствовать духу времени, то есть стать цифровыми. Вопрос только в том, как это сделать правильно, пишет для портала InformationWeek советник по технологиям Splunk Энди Манн. Он добавляет, что при этом не следует забывать о том, что на переднем крае перемен находятся отделы операций и наладкой процессов перевода на рельсы цифровой трансформации предстоит заниматься именно им.
Этот вопрос актуальный и для предприятий, которым требуется круглосуточный доступ к информации, и тем, которые применяют автоматизацию процессов или им требуются другие специфические для отрасли потребности, или это компании, занимающиеся сбором информации для принимающих решения лиц. Трансформация — задача нелегкая, требующая значительных затрат как в финансовом, так и ресурсном плане, и поэтому прежде, чем к ней приступить, Манн предлагает ответить на десять вопросов. Он считает, что правильные ответы на них помогут разобраться с целями и выстроить план миграции.
1. Почему ваша компания принялась за цифровизацию? Когда решение принято, не рубите с плеча и будьте последовательны. Не следует думать, что цифровизация — это тренд, за которым непременно стоит поспеть, здесь важно не упустить детали и накопить опыт. Другими словами, ваша компания должна двигаться в фарватере рыночной тенденции: согласовывать свои цели, руководствуясь опытом конкурентов, корректировать потребности и обеспечивать необходимую поддержку процессу трансформации.
2. Есть ли у вас поддержка руководства и коллектива? Цифровая трансформация — комплексный процесс, который затрагивает все звенья организации, поэтому если одно из них или сразу несколько будут сбоить, она обречена на неудачу. Многие предприятия при цифровизации практикуют экспериментальный подход, но в итоге он должен вылиться в координированные действия, регламентируемые «указанием сверху». Получив одобрение руководства, для обслуживания существующих потребностей и целей можно привлекать руководителей различных департаментов.
3. «Цифровая трансформация» — что обозначает это слово? Термин «цифровая трансформация» ещё не устоялся, его успешно заменяют и другие, например цифровизация, но суть термина заключается в следующем — преобразования. Инициатор трансформации должен разобраться, какие изменения требуются: для одной группы подчиненных достаточно модернизации мобильного приложения, для другой это могут быть более кардинальные преобразования. В итоге разрозненные фрагменты инициативы преобразования должны в идеале собраться в гармоничную картину, подготовив предприятие к восстановлению конкурентных преимуществ.
4. Как начать? Консалтинговая компания McKinsey считает, что ИТ становятся образующим звеном, меняющим все процессы современного предприятия: фронт-офис (то, что видит и испытывает пользователь, то есть его цифровой опыт), саму бизнес-модель (цифровые продукты и услуги) и, напоследок, бэк-офис (организация работы компании, которая включает в себя и автоматизацию ручной работы, и принятие операционных решений на основе анализа больших данных).
Что касается коммерческой деятельности, то первые шаги лучше всего начать с конкретной инициативы. Важно, чтобы ваша стратегия цифровой трансформации предусматривала шаги для отступления или, по крайней мере, обладала смягчающими последствия механизмами.
5. Вы уже пытались трансформироваться? Согласно исследованию SAP и Oxford Economics, представители 84% глобальных компаний считают, что в ближайшие пять лет цифровая трансформация станет критически важной для выживания. Однако лишь 3% опрошенных предприняли шаги для трансформации своих компаний. Если вы не хотите, чтобы ваша компания оказалась в числе отстающих, вам нужно оказаться в числе тех, кто уже опробовал цифровизацию или собирается это сделать. Если такие шаги уже были предприняты — из неудач (если таковые имели место) должны быть извлечены уроки.
6. Имеется ли у вас пример успешной трансформации, начатой в рамках теневого ИТ-проекта? Под теневыми ИT понимают ИТ-устройства, ПО и сервисы, которые присутствуют в организации, но не обслуживаются ИТ-отделом. Они не стоят на балансе ИТ-отдела, их состояние и работа не контролируются, более того, ИТ-департамент может вообще ничего о них не знать.
Тем не менее, часто именно теневую ИТ-инфраструктуру нацеливают на инициативы по цифровым преобразованиям. Разработка мобильных приложений, внедрение SaaS может стать ценным источником сведений для применения приемов цифровизации на других направлениях.
7. Что нужно для достижения успеха? Четко расставленные акценты, выбор правильных показателей и отслеживание результатов — вот основные аспекты грамотно выстроенного процесса трансформации.
8. Присматривайтесь к конкурентам — чем они занимаются? Руководителям нужно перейти от простого понимания важности цифровой трансформации к полноценному воплощению этих идей в своем бизнесе. Это требует инновационных прорывных технологий, инвестиций в навыки работы с цифровыми технологиями и в переквалификацию уже нанятых сотрудников. Два следующих года станут показательными и разделят победителей цифровой трансформации и тех, кто остался позади.
Но технологии — это не единственное условие успешных преобразований. Помимо этого нужно изучать конкурентный ландшафт — он поможет определить, как быстро вам нужно двигаться, на чем сосредоточиться, сравнить свои сильные или слабые стороны с конкурентами.
9. К каким направлениям деятельности лучше всего приложить цифровизацию? Говорить о том, что большинство компаний начинают преобразовывать все процессы и, главное, делать это успешно, было бы слишком оптимистично. Все же многое зависит от нужд предприятия: иногда требуется начать преобразования критически важных областей бизнеса, но, как правило, это рисковая затея и отваживаются на нее немногие. Большинство же идет путем легкого сопротивления, выбирая для экспериментов второстепенные или менее важные бизнес-направления.
10. Что делать, если ваши сотрудники относятся к преобразованиям инертно или скептически? Инновации требуют от руководителя лидерских качеств, и в этом плане цифровая трансформация ничем не отличается от других новшеств. Лидерство не означает впрочем, что все новое нужно насаждать, но все же если ИТ-руководитель видит очевидные сбои в применении технологии — он должен выбрать директивный сценарий. Подчиненные в свою очередь должны быть осведомлены о важности цифровых преобразований. Методы преобразования варьируются от организации к организации, но у них есть сходные детали. Вот ключевые: нужно составить план и внести трансформацию в список общих бизнес-целей.
Вывод. Способность быстро адаптироваться к изменениям и оптимизировать свою работу «на лету», подстраиваясь под ожидания клиента, — главные вызовы, которые несет с собой цифровизация бизнеса. Ожидания клиентов по поводу скорости и качества предоставления услуг стремительно растут. Особенно это касается молодого поколения потребителей. Высокий уровень сервиса становится требованием по умолчанию. Запрос на получение кредита, активация услуги, заказ товаров, доступ к информации о расходах, получение консультации — клиенты хотят выполнять все эти операции здесь и сейчас с помощью устройств, которые у них «под рукой».
Потребители все больше ценят свое время, им нужна мгновенная обратная связь, а также понятный и удобный интерфейс для удовлетворения их потребностей. Хороший дизайн информационных ресурсов, наличие онлайн-чатов, индивидуальный подход — все это часть цифрового мира. Те компании, которые к нему не готовы, могут попросту исчезнуть.