Речь в данном случае идет о зарубежных продажах российских софтверных компаний по итогам 2017 г. Согласно предварительным оценкам НП РУССОФТ, основанным на опубликованных в конце 2017 г. итогах
Прежде всего напомним, что в отчетах РУССОФТ понятия «зарубежные продажи» и «экспорт товаров и услуг» не равнозначны. Дело в том, что некоторые отечественные компании продают свои товары и услуги иностранным компаниям не только из офисов, находящихся на территории нашей страны, но и из своих зарубежных центров. При этом, по предварительным оценкам РУССОФТ, в 2017 г. совокупный оборот российских софтверных компаний увеличился на 13% в долларах (с 12 до 13,6 млрд.) и на 2% в рублях (с 802 до 816 млрд.).
Разница между рублевым и долларовым темпами роста объясняется укреплением рубля, которое произошло в прошлом году впервые за десять лет: если в 2016 г. средневзвешенный курс доллара составлял 67,0349 руб., то в
Что же касается объемов продаж российских софтверных компаний на внутреннем рынке, то они, по предварительным оценкам РУССОФТ, в 2017 г. увеличились на 14% в долларах (с 4,4 до 5 млрд.) и на 2% в рублях (с 294 до 300 млрд.).
В феврале 2018 г. президент РУССОФТ Валентин Макаров немного подкорректировал приведенные выше цифры и озвучил прогноз на текущий год. По состоянию на конец февраля предварительные оценки РУССОФТ о динамике бизнеса российских софтверных компаний выглядят так: «В 2017 г. совокупный объем зарубежных продаж ПО и услуг по его разработке составил
Разумеется, у конкретных софтверных компаний показатели роста отличаются от среднерыночных. Так, в минувшем году у компании «Центр речевых технологий», по словам ее генерального директора Дмитрия Дырмовского, обзий рост продаж (в долларах) составил 20%, при этом зарубежные продажи увеличились лишь на 15%.
Генеральный директор Auriga Вячеслав Ванюлин отмечает, что по итогам минувшего года у его компании зарубежные продажи увеличились приблизительно на 20%. При этом на долю нашей страны у Auriga в настоящее время приходится лишь 5% бизнеса.
По словам директора по развитию First Line Software Владимира Литошенко, в минувшем году в долларовом выражении общий объем продаж его компании увеличился на 30% в России и на 20% в США.
По итогам минувшего года увеличились (в долларах) и продажи компании Spirit, 25 лет работающей на международном рынке ПО, сообщил ее генеральный директор Андрей Свириденко.
Валентин Макаров полагает, что в нынешнем году зарубежные продажи российских софтверных компаний продолжат рост прежде всего за счет увеличения продаж на рынках стран третьего мира. Он отметил, что в 2017 г. «Лаборатория Касперского» полностью компенсировала потери на американском рынке за счет продаж в развивающихся странах, в целом показав рост продаж на 8%.
Не секрет, что на рынке США антироссийские санкции негативно сказались на сегментах ИБ, финтеха и госсектора. «В то же время в других секторах сотрудничество не пострадало. Наиболее активно развивается сотрудничество в таких быстро развивающихся сегментах, как искусственный интеллект, большие данные, телемедицина, виртуальная реальность, киберфизические системы, — рассказал Валентин Макаров. — Геополитические проблемы привели к поляризации общества в отношении к российским разработчикам. Однако появился контингент, им симпатизирующий. Мы предполагаем, что на американском рынке появится больше российских игроков в самых передовых секторах. Кроме того, по ряду причин продолжится перевод стартапов в американскую юрисдикцию».
Относительно европейского рынка он посетовал, что здесь антироссийские санкции тоже сказались негативно и в целом роста объемов продаж почти нет. «В ЕС снижаются продажи российских юридических лиц, но наблюдается некоторый рост продаж создаваемых европейских офисов российских компаний», — пояснил Валентин Макаров, добавив, что в Европе растут протестные настроения в бизнес-среде, недовольной американскими санкциями и их воздействием на европейский бизнес.
Наиболее благоприятная для российских софтверных компаний ситуация наблюдается в развивающихся странах. «В 2017 г. значительно увеличилась частота бизнес-миссий в развивающиеся страны (Юго-Восточная Азия, арабские страны), которые проходили при поддержке Российского экспортного центра. Этот процесс начался в 2016 г. Превращение этой активности в рост объема продаж может занять
Одним словом, по данным РУССОФТ, для отечественных софтверных компаний в настоящее время наиболее перспективными являются развивающиеся рынки, на которых российские ИТ-продукты и услуги считаются альтернативой американской продукции, скомпрометированной разоблачениями Wikileaks и Сноудена. В то же время необходимо развивать присутствие наших компаний на американском рынке, продвигаясь в самых перспективных сегментах.
Валентин Макаров отмечает, что серьезной проблемой развития отечественных ИТ-компаний является отсутствие источников финансирования для развития (в частности, для доработки продуктов и выхода на зарубежные рынки). В то же время наладился процесс получения поддержки зарубежного маркетинга со стороны РЭЦ. Кроме того, наблюдается тенденция развития механизмов господдержки ИТ-индустрии в ведущих ИТ-центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород). Так, в Новосибирске и Санкт-Петербурге принимаются законы, снижающие налог на прибыль для разработчиков ПО.