Технологии блокчейн предстоит преодолеть множество препятствий, чтобы стать общепринятой. В частности, платформы блокчейн обещают помочь провайдерам цифрового контента в решении деликатных вопросов авторского права. Но пока не ясно, сможет данная технология реализовать свой потенциал в этой сфере.
Как отмечает портал InformationWeek, создатели контента уже начинают требовать новых способов справедливой оплаты своих продуктов. «Блокчейн позволяет устранить посредников из традиционных каналов распространения и установить прямые отношения между создателями и потребителями контента, — считает Гил Бейда, исполнительный директор Comcast Ventures, дочерней компании медийного конгломерата Comcast. — Эта новая модель бизнеса потребует пользующейся доверием системы для управления транзакциями. Блокчейн разработана именно с такой целью: транзакции между двумя сторонами без предварительного установления доверительных отношений».
Сторонники блокчейн рекламируют эту технологию в качестве надежного и защищенного репозитория данных, который может использоваться самыми различными отраслями и приложениями. Аутентификация авторского права является лишь одним из примеров.
«Любой, кто помещает данные в блокчейн, должен ввести публичный и частный ключи, которые автоматическим проверяются механизмом, основанным на консенсусе», — пояснил юрисконсульт вашингтонской юридической фирмы Greenberg Traurig Джонатан Бекхем. После того, как данные записаны, блокчейн не позволяет изменить или удалить их. «Создается перманентная запись, — добавил Бекхем. — Кроме того, можно создать механизмы управления, чтобы любой, кто хочет получить доступ к данным в блокчейн, проходил аутентификацию».
Блокчейн по самой своей природе является идеальным способом гарантировать хранение и владение, характерные именно для интеллектуальной собственности, считает Райан Финсо из компании Centare, разрабатывающей заказное ПО. «В блокчейн владение интеллектуальной собственностью будет четко зафиксировано с помощью неизменяемой истории записей — своего рода родословной информации, прослеживаемой до точки зарождения, которую невозможно подделать, учитывая размеры распределенной сети, — отметил он. — Коротко говоря, цепочка владения может быть одновременно на 100% прозрачной и на 100% неизменяемой».
«С технической точки зрения, можно представить себе генерирование хэш-кода для каждого объекта интеллектуальной собственности, который вы хотите идентифицировать как принадлежащий вам, и использование публичного реестра на базе блокчейн для аутентификации владения интеллектуальной собственностью», — заявила Тиффани Ли, работающая над проектом информационного общества в Йельской школе права.
По мнению Бекхема, имплементация блокчейн для защиты авторского права может занять годы. Главные трудности связаны с затратами и функциональностью. «Сегодня в мире используется унаследованная инфраструктура ИТ стоимостью в миллиарды долларов», — отметил он. Замена существующих систем потребует тщательного планирования и, вероятно, длительного переходного периода, а также расходов на новые и усовершенствованные технологии. «Платформы и решения блокчейн должны будут интегрироваться с унаследованной инфраструктурой и оцениваться по таким критериям, как желаемое время обработки, эффективность и другим показателям помимо безопасности данных», — добавил Бекхем.
Михаил Смоленский, генеральный директор компании Lightstreams, которая владеет сетью блокчейн, позволяющей артистам напрямую публиковать цифровой контент для фанатов, указал на стоимость хранения как еще одно потенциальное препятствие. «Например, блокчейн Ethereum взимает довольно высокую плату за хранение данных в своей сети, которая через три года своего существования уже становится громоздкой», — сказал он. Еще больше усложняет дело тот факт, что технология блокчейн предназначена в первую очередь для хранения небольшой информации о транзакциях, а не для объемистых документов, таких как книги, музыка и видео.
Как считает Крейг Мейси, адвокат филиала юридической фирмы Fennemore Craig, проблема распределенного хранения решена (по крайней мере, отчасти) благодаря IPFS, одноранговому протоколу распределения гипермедиа, который может устранить необходимость в централизации хранения контента. «С появлением различных решений, используемых в независимых сетях блокчейн, взаимодействие этих сетей приобретет важнейшее значение для того, чтобы сделать схему полезной при движении активов в виде интеллектуального контента», — отметил он, добавив, что протоколы обмена информацией между сетями блокчейн, такие как Cosmos, возможно позволят установить надежные связи между ними.
Смоленский обеспокоен тем, может ли блокчейн обеспечить хранение конфиденциальной информации. «Сегодня любая сохраняемая в блокчейн информация передается всем участникам сети в открытом виде, — пояснил он. — А необходимо, чтобы конфиденциальная информация была защищена и передавалась только тем, кому предоставлены соответствующие полномочия».
Многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики защиты контента с помощью блокчейн, обусловили нехватку решений на базе этой технологии. «Ощущается дефицит знакомых с блокчейн технических специалистов, а имплементация детально проработанных производственных решений столь же сложна, как в пору первых пилотных проектов блокчейн», — сказал Мейси.
По его словам, чтобы предоставить создателям контента реально работающие решения, разработчикам следует сосредоточиться на конкретных областях применения. «Обмен информацией между сетями блокчейн, сложные интеллектуальные контракты, заслуживающие доверия предсказания (оракулы) блокчейн и распределенное хранение — все это необходимые компоненты почти любого решения для защиты контента и управления им. И все они находятся на очень ранней стадии эволюции», — пояснил Мейси.
Даже когда решения станут наконец доступны, Ли опасается возникновения проблем с масштабированием технологии блокчейн для удовлетворения ожидаемого рыночного спроса. «Нам следовало бы создать сначала национальный реестр авторского права, которого у нас нет и который будет очень трудно разработать, — утверждает она. — Затем надлежало бы привязать этот реестр к публичному реестру на базе блокчейн». Она считает, что создание последнего потребовало бы огромных ресурсов.
Рынок все еще скептически относится к блокчейн в любом виде, считает адвокат Рави Моэн из юридической фирмы Rutan & Tucker. В значительной мере это связано с тем, что большинство людей отождествляет блокчейн с биткоином, курс которого подвержен резким колебаниям. Когда публика ближе познакомится с технологией блокчейн, произойдут заметные изменения в ее настроении, предсказывает он.
Мейси также оптимистично оценивает потенциал блокчейн для защиты авторского права. «Мы уже начинаем видеть зарождение потока технологий и решений на базе блокчейн для защиты контента, — сказал он. — Хотя многие из этих первых решений, скорее всего, окажутся нишевыми, многие будут выпущены на рынок по модели открытого года, как платформы Po.et и Decent, с прицелом на широкое распространение и превращение в стандарт».