Лидерами в реализации программ цифровизации и интеграции своей деятельности на уровне конечного пользователя являются промышленные компании из Азиатско-Тихоокеанского региона: темпы освоения цифровых продуктов и услуг и подключения новых технологий у предприятий из этого региона намного выше, чем у аналогичных компаний в странах Северной и Южной Америки, Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA). Этот разрыв продолжит увеличиваться: достичь высокого уровня зрелости цифровых экосистем в ближайшие пять лет планируют 32 % азиатских компаний, в то время как в Северной и Южной Америке таких компаний — 24 %, а в регионе EMEA — 15 %.
При подготовке своего отчета «Цифровые чемпионы» подразделение PwC Strategy& опросило 1 155 руководителей мировых производственных компаний в 26 странах, чтобы узнать их мнение об «Индустрии 4.0» и цифровом производстве. По результатам исследования специалисты PwC разработали индекс цифровой зрелости, чтобы обозначить так называемых «цифровых чемпионов», и разобраться в том, какие отличительные характеристики позволяют им опережать своих конкурентов.
К категории «цифровых чемпионов» можно отнести 10 % мировых производственных компаний, в то же время почти две трети участников исследования находятся всего лишь на начальном этапе цифровой трансформации или же вообще не приступили к реализации такого рода программ.
Возглавляет процесс цифровизации Азиатско-Тихоокеанский регион: здесь статуса «цифрового чемпиона» достигли 19 % производственных предприятий по сравнению с 11 % компаний в Северной и Южной Америке и 5 % компаний в регионе EMEA.
Больше всего «цифровых чемпионов» среди предприятий автомобильной отрасли (20 %) и электронной промышленности (14 %). Предприятия сектора производства потребительских товаров (6 %), сектора машиностроения и производства промышленных товаров (6 %), компании перерабатывающих отраслей (6 %) пока еще находятся далеко позади.
Мировые производственные компании уже сейчас массово применяют новые технологии в своей деятельности, но к освоению решений на базе искусственного интеллекта они только приступают.
У двух третей всех компаний нет четкого плана и стратегии цифрового развития, необходимых, для того чтобы обеспечить цифровую трансформацию и формирование цифровой культуры.
Согласно данным исследования, «цифровыми чемпионами» признаны всего 10 % мировых производственных компаний. Эти компании реализуют масштабные, по-настоящему инновационные программы цифровизации, выходящие далеко за рамки простой автоматизации и организации сетей.
Исследование также показало, что статуса «цифрового чемпиона» достигли 19 % азиатских производственных компаний по сравнению с 11 % компаний в Северной и Южной Америке и 5 % в регионе EMEA. Необходимость снижения расходов на оплату труда и затрат на производство, а также новый стиль управления подталкивают производственные компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе ускоренными темпами переводить свои основные процессы на цифровые технологии.
Цифровизация приведет к росту производства на зрелых рынках, ведь она позволяет снизить операционные затраты и дает возможность компаниям уменьшить свою зависимость от такого фактора, как разница в уровнях оплаты труда в разных странах. В то же время компании в регионе EMEA в большинстве случаев ограничиваются средним уровнем интеграции цепочки поставок, при этом в производственных процессах уровень автоматизации и подключения информационных ресурсов к сети у них зачастую низкий. Также, в отличие от своих конкурентов из Азиатско-Тихоокеанского региона компаниям из региона EMEA намного чаще не удается связать все составляющие своей деятельности в единую сеть (речь идет о стратегическом, операционном, технологическом и кадровом компонентах), лишь немногие из них способны привлекать партнеров для создания наиболее выгодных предложений для клиентов.
Именно поэтому, а также учитывая тот факт, что они уже отстают, компании из региона EMEA ожидают, что их инвестиции в новые технологии и цифровые экосистемы приведут к 12,7 % росту цифровой выручки в ближайшие пять лет (для сравнения: по оценкам азиатских компаний, этот рост составит 16,6 %).
Две трети мировых производственных компаний находятся на начальной стадии трансформации своего производства или еще не приступали к данному вопросу. В таких секторах, как перерабатывающая отрасль, сектор производства потребительских товаров, машиностроение и производства промышленных товаров на статус «цифровых чемпионов» могут претендовать организации ограниченного круга. Компании, занимающиеся производством промышленного оборудования, уже сейчас продвинулись гораздо дальше, но самого высокого уровня цифровой зрелости достигли предприятия автомобильной отрасли (20 % «цифровых чемпионов») и электронной промышленности (14 %). Предприятия автомобилестроения уже на протяжении десятилетий занимаются оптимизацией и автоматизацией своей деятельности, внедряют подключённые устройства. Производители электроники всегда шли впереди всех в привлечении внешних подрядчиков для производства своей продукции, а для этого необходимо обеспечивать подключение разнородных систем и партнеров в рамках расширенной цепочки поставок и организовывать управление ими.
Согласно результатам исследования, компании рассчитывают на достижение существенной экономии затрат и повышение эффективности от внедрения технологий: в ближайшие пять лет обеспечить экономию затрат ожидают 16 % «цифровых чемпионов» в сравнении с 10 % из числа тех компаний, которые находятся на начальном уровне цифровизации.
Как минимум 90 % «цифровых чемпионов» уже внедрили, тестируют или планируют внедрить ряд технологий, в частности «Интернет вещей» (97 %) и продвинутую робототехнику (90 %). Совсем иначе обстоит дело среди начинающих: около одной трети компаний на начальном уровне цифровизации освоили самые распространенные производственные технологии, такие как диагностическое (прогнозное) техническое обслуживание (39 %) и интегрированное планирование цепочки поставок (32 %).
Искусственный интеллект (ИИ) освоила одна треть «цифровых чемпионов», которые используют эту технологию в основных областях своей деятельности, преимущественно для автоматизации выполнения ручных и когнитивных задач. Вместе с тем 98 % компаний на начальном уровне цифровизации вообще не ведут никакой деятельности в области освоения ИИ. Большинство компаний признают существенный потенциал ИИ, но варианты практического применения этой технологии пока находятся только в процессе проработки. Так, 52 % «цифровых чемпионов» отметили, что испытывают нехватку специалистов с необходимым опытом для масштабного внедрения систем на базе ИИ. При этом многие сомневаются в целесообразности массового применения ИИ, потому что не уверены в зрелости данных, полученных от систем на базе ИИ. Если говорить об использовании ИИ, то и здесь в первых рядах идут азиатские компании: внедрением полноценных решений на базе ИИ занимаются 15 % компаний из этого региона, в то время как компании из региона EMEA значительно уступают им в этом (5 %).
По словам двух третей участников исследования, у них нет четкого плана и стратегии в области цифрового развития, необходимых, для того чтобы обеспечить цифровую трансформацию и формирование цифровой культуры. Только 27 % респондентов заявляют, что их сотрудники обладают необходимой квалификацией, для того чтобы справиться с вызовами цифрового будущего. С другой стороны, более 70 % «цифровых чемпионов» утверждают, что у руководства их компаний есть четкие планы на будущее и что руководители их компаний на своем примере демонстрируют важность цифровых перемен в своих организациях. Соответственно, «цифровые чемпионы» вкладывают большие средства в развитие и обучение своего персонала и создают многофункциональные рабочие группы, для того чтобы поощрять инновации в разных областях своей деятельности.