Опрос Deloitte UK выявил интересные факты, отражающие особенности нынешнего этапа внедрения роботизированной автоматизации процессов (RPA).
Последнее время высказываются мнения, что современная волна автоматизации, которая заменяет труд людей и изменяет процессы, формирует «цифровую рабочую силу», которая должна как-то сочетаться с человеческой рабочей силой, аналогично тому как внештатные работники трудятся бок о бок с постоянным персоналом. Но как бы вы не расценивали новые реалии, созвездие технологий, причастных к рождению цифровой рабочей силы, при вдумчивом отношении и наличии предпринимательского духа может открыть новые горизонты как для организаций, так и для работающих в них людей.
Как сообщает ZDNet, британское отделение Deloitte недавно опубликовало исследование на базе опроса 400 управленцев различных компаний, которое показало, что в большинстве из них (53%) ведется работа по проектам внедрения RPA. В ближайшие два года эта цифра может вырасти до 72%. Вместе с тем отмечается, что RPA-инициативы встречают определенное сопротивление.
Людям, знающим, как проходят опросы, известно, что у руководителей организаций есть тенденция отвечать «да» на любые вопросы, касающиеся новейших технологических трендов. Но зачастую это связано с тем, что респондентам просто неудобно являть себя не «в тренде», и они отмечают в анкетах, что в их организациях ведется работа по какому-то ограниченному или пилотному проекту.
В Deloitte это признают и замечают, что хотя технологии RPA возбуждают массовый интерес, многие организации еще не готовы их внедрять в широких масштабах. «Уровень внедрения почти не сдвинулся относительно прошлого года, и только 3% организаций удалось расширить масштабы RPA до уровня свыше полусотни роботов», — пишут авторы отчета.
RPA пользуется повсеместным одобрением за исключением ИТ-департаментов. Опрос показал, что к поддержке RPA склоняются 72% управленцев
Также ясно, что если ИТ-группы решат взяться за широко рекламируемую RPA, им придется перекраивать существующие процессы, уже привязанные к определенным технологиям, реорганизовывать формы работы сотрудников цифрового профиля и справляться с массой возникающих по ходу дела неурядиц. Как говорится в отчете, «стандартизация процессов — это главная проблема, с которой сталкиваются организации на всех этапах внедрения RPA. Проще говоря, сложность процессов обусловливает сложность роботов, а это повышает стоимость и трудности проектирования и реализации RPA, увеличивает операционные расходы и усиливает дезорганизацию бизнеса. Роботы требуют детальной точности процессов и должны быть обучаемы на уровне клавиш и кнопок. При этом организации часто жалуются, что модернизированные процессы, даже при наличии хорошей документации, сложны для понимания».
Тем не менее, ожидания в отношении RPA, по крайней мере у бизнес-лидеров, весьма высоки. Многие понимают, что в RPA заложен потенциал формирования цифровой рабочей силы. Со временем, пишут авторы отчета, роботы смогут выполнять значительную часть современных транзакционных операций. Прогнозируется, что роботы смогут в среднем высвободить около 20% рабочего времени штатных сотрудников. Эти ожидания подтверждаются реальными результатами тех, кто уже использует RPA.
Компании, которые уже достаточно широко и успешно внедрили RPA, зачастую имеют настолько положительный опыт, что их амбиции растут — они верят, что 52% работы штатного персонала будет выполняться роботами. Это позволить направить усилия работников в то русло, где они принесут более высокую отдачу.
Данные опроса также показали, что RPA приносит впечатляющие выгоды уже на достаточно ранних стадиях. У начинающих средний период окупаемости составляет чуть меньше года. К тому же RPA часто превосходит первоначальные ожидания в нефинансовых аспектах, таких как точность, соблюдение сроков, гибкость и лучшее соблюдение существующих нормативов. Это подтвердили 85% участников опроса. А 61% также сообщил, что RPA оправдала или превзошла ожидания в плане сокращения затрат.
Это хорошая новость, и ряд управленцев считает, что переход к RPA позволит им перевести работников, занятых обслуживанием транзакций, на более ответственные задачи, что также повысит их удовлетворенность работой.