Три года назад удалённую работу называли одним из самых перспективных трендов рынка труда — исследователи прогнозировали, что к
К 2020 году, по прогнозам «ЮНИТИ», количество дистанционных сотрудников может вырасти не более чем до
Например, большинство предложений от компании «СКБ Контур», которая входит в топ-10 крупнейших ИТ-разработчиков России, — это работа в офисе. «Мы высоко ценим командную работу и общий контекст, поэтому не ведём проекты удалённо. В культуре нашей компании ключевую роль играет вовлечённость, а она возможна только во время живых совместных обсуждений, генерации идей, встреч, поэтому сотрудник должен находиться в офисе и плотно работать со всей командой, — рассказала Мария Орлова, руководитель отдела HR-бренда компании „СКБ Контур“. — Опыт удалённой работы у нас был, но взаимодействие не сложилось: дело в том, что сфера разработки программного обеспечения очень быстро меняется, важны постоянный обмен информацией и моментальная корректировка задач. При удалённом сотрудничестве поддерживать общий контекст оказалось очень сложно, и это сказывалось на качестве».
В «ЮНИТИ» отметили, что большинство компаний заинтересованы в удалённой занятости из-за финансовой выгоды, но развитие этого формата сдерживают три фактора.
Сложность контроля исполнения поставленных задач: российские компании привыкли, что подчинённые всегда находятся на виду и в любой момент их действия можно скорректировать. «Лекарство — это расстановка большего числа точек контроля и установка нормативов для выполнения конкретных задач, — считает Татьяна Надёжная, шеф-редактор PR-агентства „Идеи и решения“. — Данный вариант хорошо работает, если на „удалёнку“ отдаются алгоритмируемые задачи, но он неэффективен при необходимости творческого подхода. Тут возникают сложности в определении трудозатрат (особенно для разовых задач) и, соответственно, стоимости работ».
Проблема коммуникации: общение «только по делу» экономит время, но может спровоцировать обострение отношений в коллективе, кроме того, руководителю невозможно анализировать мотивацию сотрудника, а сам он ограничен во входящей информации. «Все копирайтеры и редакторы нашего агентства работают удалённо, некоторые живут в других регионах, и чтобы погружать их в информационное поле компании, мы проводим устные собрания, используя видеозвонки, подключаем сотрудников к еженедельным летучкам», — рассказала Татьяна Надёжная.
Генеральный директор digital-агентства JetStyle и сооснователь и директор по продукту издательского сервиса Rideró Алексей Кулаков отметил, что особенно остро проблема коммуникации стоит в организациях, которые работают сразу и очно, и удалённо: «Если у вас есть очная коммуникация, то это основная коммуникация — и вы не сможете столь же плотно контактировать с удалёнными сотрудниками. Если бы внутреннего взаимодействия не было, то вы бы делали всю работу через инструменты удалённой коммуникации и тем самым обеспечили плотное общение со всеми участниками процесса. Но если у вас есть подразделение, которое целиком находится на „удалёнке“, а остальная коммуникация очная — это нормально. В JetStyle есть такие примеры — в частности, программист, который разрабатывает нашу CRM. То есть когда человек или подразделение обслуживает выделенный процесс и все коммуникации заведены на конкретного сотрудника внутри компании всё будет хорошо».
Угроза корпоративной безопасности: бизнес (особенно банки и крупные закрытые бизнес-структуры) боятся разглашения конфиденциальных данных и коммерческой тайны. Об этом говорит и одно из свежих исследований Deloitte: 61 % руководителей компаний в России опасаются предлагать своим сотрудникам удалённый формат из-за угрозы утечки информации. «Если отдать на „удалёнку“ ключевые функции, то это может обернуться прямым убытком для бизнеса, потерей клиентов и репутации и так далее. Поэтому при решении, какие именно функции и/или задачи отдавать „удалёнщикам“, важно внимательно взвесить плюсы и минусы такой оптимизации», — объяснил Руслан Карпов, руководитель направления, департамент IT, Telecom & Media в компании «ЮНИТИ».
Большинство сложностей, возникающих при переводе сотрудников на home office, заключается в отсутствии понимания того, как следует организовывать деловое взаимодействие в таком формате. «Для успешной удалённой работы необходимы грамотное продюсирование и хороший проект-менеджер, так как ключевые моменты — это коммуникация, чёткий продуманный контроль и тайм-менеджмент», — отметил Владимир Кобяков, директор Human Video Production.
Так, по данным Deloitte, лишь 10 % российских компаний имеют чеёткую стратегию по управлению штатными сотрудниками, фрилансерами и предпринимателями как единым ресурсом. В «ЮНИТИ» отметили, что в первую очередь к дистанционной занятости не готовы руководители: мешает нехватка опыта, отсутствие технологий управления и конкретики в развитии.
«Желание переходить на „удалёнку“ есть, но от желания до действия — как и от слова до дела — надо пройти пару шагов. Не все к ним готовы, — объяснил Феликс Кугел. — Для получения результата от работы с удалёнными сотрудниками нужно иметь чёткую структуру управления бизнес-процессами, в которой ставятся конкретные цели и внимательно прослеживается их достижение, а также необходима система контроля и наставничества. Руководитель должен иметь очень хорошее понимание каждодневного контроля через корректное построение системы, а не через проверки физического качества. Если в организации всего этого нет, то переход на удалённую работу принесёт только расходы».