Успешная деятельность практически любой организации сегодня во многом зависит от эффективной поддержки групповой работы и корпоративных коммуникаций, именно поэтому такие ИТ-системы являются одними из самых востребованных со стороны корпоративных заказчиков. Еще несколько лет назад подобные задачи большинство государственных структур решало с помощью внедрения разного рода систем обмена электронной почтой, но в последние годы становится все более очевидным, что возможностей таких средств уже явно недостаточно. Современный мир становится все более неформальным и оперативным, поэтому как коммерческим, так и государственным клиентам сегодня нужны гибкие инструменты, которые выходят за рамки привычных представлений о диалогах между пользователями вида «написал-выслал-подождал-принял-прочел-ответил-подождал и т. д.» и способны обеспечить режим живого онлайн-взаимодействия людей, разделенных тысячами километров.
Конечно, телефонная связь и электронная почта являются давно известными для всех средствами коммуникаций, но дело в том, что до недавнего времени они чаще всего использовались, если так можно выразиться, для личного, неофициального общения сотрудников между собой и с внешними контрагентами. Но сегодня эти инструменты — также как и разного рода мессенджеры — все больше применяются для вполне официального взаимодействия, а это означает, что резко повышаются требования ко всем ключевым характеристикам таких ИТ-систем — к надежности, отказоустойчивости, производительности, безопасности, масштабированию и соответствию нормативным требованиям. Важна также возможность использования всех этих коммуникаций в интегрированном варианте, в виде многофункциональных платформ, которые еще десять лет назад получили название систем унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC).
Наша компания, CommuniGate Systems, головной офис и центр разработки которой находится в Москве, работает на ИТ-рынке уже более 25 лет. Мы специализируемся на создании средств поддержки корпоративных коммуникаций, сегодня наш флагманский продукт ‒ платформа CommuniGate Pro ‒ представлена версией 6.2 (версия 1.0 вышла в 1998 г.). Она включает всё необходимое для полного обеспечения предприятия любого уровня всеми современными средствами коммуникаций: электронную почту, IP-телефонию, мессенджер (текст, аудио, видео, файлы), задачи, контакты, календари, контакт-центр, хранение и управление корпоративным контентом. Конечные пользователи могут работать с платформой как посредством собственных мобильного или настольного клиента (CommuniGate Pronto!), так и используя клиенты, разработанные другими компаниями, а также через веб-интерфейс. Расширение функционала системы и ее интеграция с различными внешними модулями возможна с помощью открытого и развитого API. Сервер системы построен на открытых стандартах (RTC) и поддерживает все основные интернет-протоколы обмена данными. Он выполнен в виде монолитного многопоточного приложения, что обеспечивает его высокую производительность, масштабируемость и отказоустойчивость. Платформа функционирует в среде практически всех актуальных на сегодня серверных ОС: Linux (в том числе российские версии) и ряд UNIX-подобных OC, Windows, MacOS.
Качество и возможности наших продуктов положительно оценены многими нашими заказчиками, как в России, так и далеко за ее пределами. Сейчас в мире насчитывается более 17 тыс. наших актуальных клиентов с числом конечных пользователей свыше 15 млн. В силу вполне понятных причин, поначалу интерес к применению унифицированных коммуникаций проявили ведущие мировые игроки, нашими пользователями уже много лет являются Verizon, British Telecom, Deutsche Telekom, Orange, Ростелеком, Beeline, «Манго», МТС, Tele2, Sipnet и другие участники этого рынка. Но сейчас можно уверенно говорить, что в таких системах нуждаются практически все организации, как коммерческие, так и бюджетные. Сегодня один из крупнейших наших пользователей в России ‒ ОАО Российские железные дороги (ОАО РЖД), из числа государственных структур можно назвать Государственную Думу и Министерство внутренних дел. Ранее платформа CommuniGate Pro была внедрена и использовалась в известных во всем мире организациях самого разного профиля (Mercedes-Benz, British Airways, Ebay, NASA), что само по себе говорит об успешной конкуренции с мировыми UC-производителями и качестве нашего решения.
Платформа CommuniGate Pro развивается уже 20 лет, она постоянно совершенствуется с учетом появления новых технологий и повышения требований со стороны заказчиков. Мы внимательно следим за тенденциями в этой сфере и пытаемся не просто следовать им, но и прогнозировать их появление и развитие. Одной из ключевых российских тенденций последних лет является стратегический курс страны на импортозамещение. И надо с удовлетворением сказать, что такая государственная поддержка российских производителей в ИТ-отрасли дала мощный толчок к увеличению компетенций отечественных ИТ-компаний, способствовала, с одной стороны, появлению отечественных стартапов, а с другой — позволила активизировать в России деятельность разработчиков, которые уже имели серьезные продукты и компетенции мирового уровня. Разумеется, мы с большим воодушевлением восприняли стратегию импортозамещения, в том числе потому, что наше ПО полностью удовлетворяло соответствующим нормативным требованиям, и при этом мы видели огромный потенциал отечественного рынка для нашего бизнеса.
Мы искренне считаем, что курс на технологическую независимость является принципиально правильным, и в своих разработках придерживались этой идеи изначально, задолго до объявления стратегии импортозамещения. В CommuniGate Pro используется только собственный программный код, написанный нами «с нуля», в том числе мы никогда не заимствовали что-то из экосистемы СПО. В 2016 г. наше решение CommuniGate Pro было внесено в только что созданный тогда Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных Минкомсвязи России, и вскоре после этого мы начали целый ряд проектов по внедрению этой системы в государственных органах Российской Федерации. Платформа также имеет сертификат соответствия ФСТЭК на предмет отсутствия недекларируемых возможностей.
Однако нужно подчеркнуть, что, на мой взгляд, импортозамещение лишь способствовало расширению нашей деятельности в России, но не было главной причиной. Основной же было повышение интереса российских заказчиков, в том числе государственных и коммерческих, к теме унифицированных коммуникаций и то, что наш продукт оказался подходящим вариантом для удовлетворения этого спроса.
Дело в том, что если посмотреть на ситуацию примерно пятилетней давности, то можно увидеть, что тогда на этом рынке применялись в основном две категории решений: из разряда СПО, причем преимущественно бесплатные версии, и мощные, но достаточно дорогие проприетарные системы мировых лидеров. Между этими двумя категориями был довольно большой разрыв по функционалу и качеству, в то время как массовый заказчик был заинтересован в наличии достаточно мощного и качественного, но относительно недорогого продукта. Клиенты нуждались в таком ПО, и принятый курс на импортозамещение заставил их обратить внимание на отечественные предложения, и заказчики, возможно, даже с некоторым удивлением для себя обнаружили: то, что им нужно, находится рядом. Мы сегодня с удовлетворением констатируем, что внедрением платформы CommuniGate Pro интересуются в том числе и те компании-заказчики, которые не подпадают под требования российского законодательства в сфере импортозамещения.
Конечно, мы не может утверждать, что по своему функционалу наше решение является полным эквивалентом продуктов таких мировых ИТ-гигантов, как Microsoft или Cisco. Но ведь при выборе нужного продукта организация руководствуется двумя ключевыми аспектами: в какой степени он отвечает ее конкретным требованиям и какова его цена. Вполне возможно, что функционал нашей платформы в чем-то уступает ведущим игрокам, но зато можно точно сказать, что мы обгоняем их по соотношению «цена/качество». Несколько условно можно сказать, что мы предлагаем 90‒95% возможностей продуктов лидеров за 20‒50% их цены, в зависимости от редакции. Причем наш опыт показывает, что этих 90% хватает российским заказчикам для покрытия на 100% не только их текущих, но и перспективных потребностей. При этом, требования CommuniGate Pro к ресурсам, в отличие от многих других UC-решений, крайне малы — к примеру, для реализации почтового сервера для организации малого бизнеса для 50 абонентов вполне реально использовать бюджетный одноплатный компьютер (Raspberry PI, Orange PI, Banana PI и другие аналоги). К тому же для полноценной работы платформы, нет необходимости использовать какие-либо дополнительные инфраструктурные решения — СУБД, службы каталогов, портальные службы и др. — все необходимое для обеспечения работы уже реализовано в самой платформе. И еще нужно напомнить, что наше ПО постоянно развивается с учетом как мировых технологических достижений в этой области, так и роста потребностей рынка в будущем. Как компания-разработчик, мы активно прислушиваемся к пожеланиям наших пользователей и партнеров и стараемся реализовать требуемый функционал в последующих версиях.
В качестве примера соответствия нашей платформы самым взыскательным корпоративным требованиям приведу реализованный не так давно проект миграции почтовой системы РЖД с Microsoft Exchange на CommuniGate Pro (территориально-распределенная структура, 17 вычислительных центров и свыше 100 крупных региональных площадок, более 250 тыс. пользователей). Тут нужно обратить внимание, что проект этот было инициирован не только идеей импортозамещения, но главным образом необходимостью обеспечения поддержки многоплатформенности. В этой связи стоит отметить, что наша почтовая система поддерживает все основные сторонние почтовые клиенты (в том числе Outlook, Apple Mail и Thunderbird), а также существует ряд готовых дополнений к платформе, реализованных в виде плагинов, в том числе от ключевых поставщиков антивирусной и антиспам-защиты («Лаборатория Касперского», McAffee, Sophos, CloudMark, MailShell).
Весьма показательным примером сотрудничества с органами государственной власти является внедрение CommuniGate Pro в Государственной Думе РФ, состоявшееся более десяти лет назад (электронная почта, календари и планы, адресная книга). Сейчас в развернутой там системе работает более 3500 человек, причем интерфейс пользователя кастомизирован под требования заказчика.
В настоящее время платформа CommuniGate Pro реализована в трех редакциях с последовательным наращиванием функционала. В состав базового варианта MessagePlus входят управление электронной почтой, задачами, календарями, контактами, управление хранением файлов и документов, а также средство фильтрации контента WebProxy. В редакцию Corporate включен ряд дополнительных функций, в том числе поддержка мобильной работы, мессенджер и поддержка клиентских приложений для мобильных и настольных устройств. Полная версия платформы Unified+ Contact Center содержит еще и все необходимое для использования IP-телефонии, видео-коммуникаций, управления внутренними АТС и создания контакт-центров.
Наша платформа постоянно развивается и совершенствуется. Сейчас среди наших первоочередных задач, которые мы планируем выполнить до конца текущего года, находятся вопросы повышения безопасности (усиление механизмов шифрования пользовательских данных, интеграция с ведущими отечественными криптопровайдерами, поддержка шифрования по ГОСТ), релиз универсального клиента Pronto! для работы с полным функционалом платформы во всех поддерживаемых нами клиентских ОС (Windows, Linux, MacOS, iOS, Android), дальнейшее развитие ядра сервера и API (новые механизмы ускоренного поиска, поддержка метаданных при работе с сообщениями, инструменты интеграции с СУБД и внешними системами обмена сообщениями, в том числе с популярными мессенджерами).
Если же отвлечься от обсуждения возможностей конкретного ИТ-продукта, то двадцатипятилетний опыт работы нашей компании наглядно показывает, что российским разработчикам вполне по силам успешно глобально конкурировать с ведущими мировыми ИТ-лидерами. Что касается своей страны, то здесь мы, как мне видится, имеем явные преимущества, которые заключаются не только в том, что мы может предлагать высококачественный продукт по более низким ценам, но и, что возможно еще более важно, более быстро и гибко реагировать на изменения местных нормативных требований и пожелания наших заказчиков.
ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT