Состоявшаяся 4 июля в Аналитическом центре при Правительстве РФ конференция «Цифровая экономика: прорыв в будущее» вызвала огромный интерес: мест в главном зале на всех не хватило, и чуть ли не половина участников слушала выступления в соседнем помещении по телетрансляции. Несомненно, такому интересу способствовало участие в мероприятии первых лиц отрасли ИКТ, включая недавно назначенного на должность министра Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифраза) Константина Носкова, возглавлявшего до недавнего времени данный Аналитический центр. Судя по всему, переименование бывшего Минкомсвязи носило далеко не формальный характер, и утвержденную в прошлом году программу «Цифровая экономика», рассчитанную на срок до 2024 г., ждут значительные перемены.
Во всяком случае, согласно майскому указу президента РФ Владимира Путина (указ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»), правительству страны, совместно с органами власти субъектов РФ, поручено разработать и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения национальные программы (нацпроекты) по 12 направлениям, в числе которых и «Цифровая экономика». Пока не совсем понятно, что означает повышение статуса программы до национального, но, вероятно, она получит более мощное финансирование: один из пунктов указа предусматривает увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП страны не менее, чем в три раза, по сравнению с 2017 г.
Очевидно, что повышение финансирования потребует более четкого контроля расходов и получаемых результатов. Как рассказал Константин Носков, в составе правительства появился выделенный вице-премьер Максим Акимов, который будет лично курировать выполнение программы «Цифровая экономика». Даны поручения председателя правительства о назначении заместителей министров по цифровому развитию в ряде ключевых министерств, в частности в Минстрое, Минздраве, Минобрнауки и Минтрансе (так называемых Chief Digital Officer, CDO), которые, как полагают, будут там агентами строительства цифровой экономики. Их кандидатуры будут согласовываться с Минцифразом и курирующим цифровую экономику вице-премьером. Недавно министерство внесло в правительство предварительный вариант программы по развитию цифровой экономики России, имеющей уже статус национальной. Окончательный ее вариант будет представлен осенью.
По словам Константина Носкова, обновленное министерство будет строить цифровую экономику только через взаимодействие государства и бизнеса. При этом по таким направлениям, как образование и здравоохранение, ведущую роль будет играть государство, а в торговле, логистике и производстве — бизнес.
Как рассказал генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир, существующая программа состоит из пяти направлений: нормативное регулирование, кибербезопасность, образование и кадры, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, а также информационная инфраструктура. Работа по ним будет продолжена. Возможно, появятся и новые. По направлению нормативного регулирования при участии крупных компаний подготовлены 18 законопроектов. В то же время в АНО не хватает специалистов по международной кооперации.
По словам заместителя министра экономического развития Саввы Шипова, его ведомство в сотрудничестве с представителями бизнеса сосредоточило усилия на формировании единой цифровой среды доверия в плане единых способов идентификации, поддержки компаний (налоговые льготы, введение института бизнес-ангелов), развития юридически значимого электронного документооборота, работы с большими данными (кто и каким образом может их использовать для решения своих задач), решения вопросов, связанных с цифровыми финансовыми активами (криптовалюты и краудфандинг).
Огромный объем работ по созданию ИТ-инфраструктуры цифровой экономики ложится на «Ростелеком». Как подчеркнул президент компании Михаил Осеевский, эта инфраструктура должна охватывать как федеральный, так и региональный уровни. В частности, нужно будет обеспечить широкополосный доступ к Интернету для населения в небольших муниципальных образованиях с числом жителей от 250 до 500, подведя туда волоконно-оптический кабель со скоростью доступа не менее 10 Мбит/с и реализовав подключение местных абонентов по Wi-Fi. Как показывает практика, в населенных пунктах такого масштаба, уже подключенных к Интернету, люди чаще всего обращаются к порталу госуслуг.
По словам Михаила Осеевского, за последний год проделана большая работа по созданию отраслевых платформ, причем самой продвинутой в этом отношении, как ни странно, является сельское хозяйство. Принятие закона о критической информационной инфраструктуре стимулировало развитие проектов в области кибербезопасности. Операционный директор «МегаФона» Анна Серебряникова полагает, что для проверки работоспособности тех или иных технологий целесообразно более широко использовать локальные пилотные проекты.
Не секрет, что Москва является лидером по цифровизации госуправления и бизнеса. Министр правительства Москвы и руководитель ее департамента информационных технологий Артем Ермолаев заявил о готовности делиться своими наработками со всеми субъектами РФ, переводя эти разработки в открытый код. Более того, Москва могла бы, «набивая себе шишки» в роли первопроходца, удерживать от неверных шагов другие регионы. По мнению Артема Ермолаева, наряду с развитием ИТ в регионах там крайне необходима конструктивная поддержка со стороны местного административного аппарата.
Говоря о естественности перехода к цифровой экономике, генеральный директор Yandex Елена Бунина призналась, что еще пять лет назад ее компания ориентировалась на работу только в Интернете без выхода в физический мир. Сегодня это совсем не так: ее навигационные решения широко используются на транспорте, а сервис «Яндекс.Такси» стал вторым по масштабу бизнесом компании.
Не была обойдена вниманием и тема импортозамещения. Отмечая ее важность, Константин Носков призвал реалистически смотреть на вещи: «Чудес не бывает, и реальное импортозамещение не делается мгновенно». Артем Ермолаев обратил внимание, что многие технологии по факту не принадлежат какому-то государству, а являются международными и развиваются совместно разными странами. В частности, решения по управлению большими данными и Интернету вещей в Москве создаются во многом на основе собственных отечественных разработок. Михаил Осеевский напомнил о продолжающейся разработке «Ростелекомом» собственной мобильной ОС. Широко представлены российские решения и в сегменте обеспечения кибербезопасности.
Все спикеры сочли своим долгом обратить внимание на дефицит кадров и необходимость обучения людей. По утверждению Артема Ермолаева, Москве недостает 300 тыс. ИТ-специалистов, а Анна Серебряникова говорит о дефиците в 1 млн. специалистов по всей стране. По данным Евгения Ковнира, особенно трудно найти в регионах специалистов, способных вести цифровую трансформацию и организовать обработку больших данных. Ситуация обостряется и в силу того, что, как напомнила Елена Бунина, нашим компаниям приходится конкурировать за квалифицированные кадры с такими международными гигантами, как Google, Facebook и Amazon. По мнению Михаила Осеевского, к подготовке специалистов нужно более широко привлекать бизнес, поскольку учебные заведения не успевают за стремительным развитием технологий. Он убежден, что нужно отказаться от ИТ-магистратуры в нынешней двухступенчатой модели, принимая выпускников бакалавриата в компании и доучивая их там, как это уже сегодня делает «Ростелеком».
В изменениях нуждается и система школьного образования. Елена Бунина призвала к развитию у учеников математического и алгоритмического мышления. А готовы ли к использованию цифровых технологий широкие массы населения? По мнению Евгения Ковнира, свою роль в ликбезе могли бы сыграть специальные образовательные сертификаты, которыми люди могли бы оплачивать обучение на тех или иных курсах. Анна Серебряникова предупредила о необходимости переобучения сложившихся специалистов тех профессий, которые в силу быстрого технологического прогресса будут исчезать на протяжении жизни одного поколения. Трудно не согласиться с Саввой Шиповым, который убежден, что главное — научить человека учиться: искать информацию в Интернете, в том числе и на английском языке, оценивать ее достоверность и т. д.
Столь активное обсуждение проблемы дефицита кадров и недостаточной готовности населения к цифровой трансформации заставляет задуматься, не станут ли подобные проблемы непреодолимой преградой на пути построения цифровой экономики. Или удобной мотивировкой неудач тех или иных программ. В этой связи вспоминается старый советский анекдот о том, как в
Завершая конференцию, Константин Носков сделал удивительно смелое для недавно назначенного министра заявление. Он сказал, что в душе он осознает, что реализовать программу «Цифровая экономика» практически невозможно. Но понимая, что за ней будущее и дальнейшая судьба страны, мы просто обязаны взяться за это дело.