Как технология роботизация бизнес-процессов (Robotic process automation, RPA) существует с начала
Для чего нужна RPA
Роботизация предназначена для устранения повторяющихся или рутинных задач, высвобождая для сотрудников время для реализации творческих или более сложных задач. Считается, что в результате такой разгрузки может повыситься уровень инноваций человеческого интеллекта и, соответственно, конкурентоспособность компании. Выгоды от применения RPA смогут ощутить и пользователи: возрастет скорость их обслуживания сервисами, которые взаимодействуют с клиентами по формуле «вопрос-ответ», эти сервисы смогут работать круглосуточно, обеспечивая согласованность и логичность процедур.
В свою очередь бизнес-клиенты смогут в течение первого года после внедрения RPA рассчитывать на повышенную рентабельность инвестиций, улучшенное качество комплаенс-процедур, эффективность работы и рост масштабируемости операционно-учетного подразделения.
Портал InformationWeek предлагает ознакомиться с пятью самыми распространенными мифами, окутывающими RPA.
Миф 1: RPA — это автономное решение
Это утверждение в корне неверно. Создание решения для автоматизации неразрывно связано с другими сопутствующими и такими же современными технологиями. К этому следует добавить, что многие предприятия не желают менять унаследованные системы, но при этом им нужно иметь ввиду, что такая замена может значительно ускорить процесс развертывания и обучения. Вдобавок к этому очень старые приложения могут потребовать обходные пути типа контейнеров или виртуальных машин, что может сказаться на производительности RPA, а значит — на развитии бизнеса предприятия.
Миф 2: Внедрение должно быть передано сторонним интеграторам
Это один из самых распространенных мифов, который гласит, что для внедрения роботизации необходимо привлекать крупных системных интеграторов. Возможно, для крупных компаний такой подход может оказаться целесообразным, но для менее крупных предприятий более выгодно разработать собственное RPA-решение. Создание решения с нуля, разумеется, потребует значительных затрат как по времени, так и по финансам, кроме того, не исключено, что придется задействовать услуги консультантов. Плюсы такого подхода: сотрудники компании располагают дополнительными возможностями для карьерного роста, они участвуют в бизнес-процессах, направляя их в сторону оптимизации.
Миф 3: RPA заменит людей
С каждым годом в обществе нарастает обеспокоенность по поводу того, что программные роботы, ИИ, машинное обучение вскоре начнут отнимать у людей работу. Это ошибочное мнение. RPA выполняет ряд повторяющихся, стандартных операций, но для их выполнения требуются специально подготовленные, структурированные данные, которые часто под силу подготовить лишь человеку. Более того, сама по себе RPA не является отдельным решением, она выступает в роли инструмента, который работает вместе с людьми и превращает отдельных участников в «роботов-менеджеров». Бытует мнение, что обучить программных роботов выполнению задач может кто угодно, но на самом деле для этого требуется «программное мышление» человека, другими словами, для обучения RPA требуется гораздо больше усилий, чем считалось.
Дело в том, что современные программные роботы не могут целиком взять на себя автоматизацию даже очень простых задач — их может поставить в тупик любая, даже самая ничтожная по своей сути проблема, и чтобы с ней разобраться, потребуется привлечение «робота-менеджера». Вскоре спрос на таких специалистов начнет расти в геометрической прогрессии, и это большая возможность для мотивированных сотрудников сделать карьеру.
Миф 4: RPA пригодна для ускоренного внедрения
RPA — это крайне эффективное решение, но есть один нюанс: ее первоначальная реализация требует опытных внедренцев. Это связано с тем, что любое небольшое изменение в процессе может создать препятствие для «мышления» робота. В то же время люди — индивидуалисты, каждый человек мыслит по-разному и, соответственно, принимает решения исходя из своего опыта. Мыслительные процессы — это то, чем мы кардинально отличаемся от холодных алгоритмов, которые не могут принимать множество решений — порой неверных — и делать из этого выводы. Ошибочно полагать, что прямолинейность RPA — это апофеоз технологической мысли: при ее внедрении очень часто будут возникать ситуации, когда придется отложить клавиатуру и тщательно продумывать обходные пути, чтобы ИИ работал так, как задумывалось.
Миф 5 : Внедрение RPA больше всего похоже на системную интеграцию
Некоторые заказчики полагают, что RPA — законченное комплексное решение по автоматизации технологических и бизнес-процессов предприятия. Но на самом деле их ожидает большой объем работ по перепроектированию архитектуры, которые связаны не столько со стандартизацией, сколько с тем, что перед внедренцем или его партнерами внезапно могут открыться новые деловые возможности, о которых он или они никогда не догадывались.
Без сомнений, RPA — это важная технология, которая помогает сбалансировать рабочие процессы, провести переоценку человеческого капитала, но это не обязательно единственное решение, которые умеет автоматизировать отдельные операции, поэтому перед его внедрением нужно задаться несколькими вопросами. Стоит ли в принципе внедрять RPA? Может быть вместо этого лучше реорганизовать работу предприятия или перепроектировать некоторые трудоемкие процессы? Ответы на эти вопросы помогут определить, является ли процесс/задача/деятельность хорошим кандидатом для автоматизации посредством RPA или все же их можно автоматизировать другим способом.