Две международные компании — Orange Business Services и VMware — объявили о реализации в России нового проекта в сфере IaaS (Infrastructure as a Service). В рамках него сервис-провайдер Orange запустил катастрофоустойчивую (disaster-avoidance, DA) публичную облачную платформу на основе технологий VMware, отвечающую повышенным требованиям бизнеса к надежности хранения данных и непрерывности бизнес-процессов.
Платформа создана на базе двух московских дата-центров IXcellerate и Dataline. В случае выхода из строя одного из ЦОДов, предлагаемое решение уменьшает простой сервиса с нескольких часов до нескольких минут, что минимизирует потери данных бизнес-критичных приложений — например, отвечающих за работу промышленных объектов и транспортных решений, онлайн-магазинов, сервисов бронирований и обработки транзакций, а также не допускает сопутствующего финансового ущерба.
Технически новая облачная платформа представляет собой гиперконвергентный кластер, в котором все вычислительные ресурсы и системы хранения данных объединены в единый узел с помощью платформы vSAN от VMware. Благодаря тому, что облако территориально распределено между двумя дата-центрами уровня Tier III, все данные синхронно реплицируются с задержкой менее 1 мс и в нём отсутствует единая точка отказа.
Кроме того, между ЦОДами были проложены две независимые волоконно-оптические линии связи. Все это позволяет Orange гарантировать своим клиентам уровень доступности сервиса в 99,99% и выше и упрощает как техническое обслуживание, так и масштабирование сервиса. Доступ к услуге предоставляется через собственные каналы связи, что дает возможность провайдеру быть уверенным в качестве ее предоставления на всех участках сети (end-to-end SLA).
По данным TMT-Consulting, за рубежом катастрофоустойчивые решения сегодня достаточно широко востребованы у корпоративных структур — до 25% заказов у крупных провайдеров IaaS формируют резервирование ИТ-ресурсов.
Довольно привлекательной для заказчиков выглядит и та бизнес-модель, по которой новая услуга предлагается клиентам в РФ. «Опция катастрофоустойчивого резервирования, предоставляемая по OPEX-модели, обойдется примерно в 30% от стоимости полной резервной копии клиентских облачных ИТ-ресурсов, необходимых для обеспечения такого же уровня надежности, — объяснил Алексей Кречетов, менеджер по развитию бизнеса Orange Business Sevices в России и СНГ. — При этом построение катастрофоустойчивого облака своими силами потребует увеличения инвестиций в собственную инфраструктуру и её обслуживание более, чем в два раза». То есть собственное DA-облако потребует от компании весьма значительных капитальных затрат (CAPEX-модель).
Всего у Orange Business Services сейчас работает 38 дата-центров в 16 странах по всему миру (в том числе два в РФ), а над разработкой и поддержкой облачных решений трудится более 1600 сотрудников. В России облачными услугами Orange уже пользуются такие компании, как «Московский ювелирный завод» и «Экспобанк».
Orange нацелена на реализацию концепции по развитию DA-облачных платформ не только в столице, но и в некоторых других городах страны. «Среди наших клиентов есть крупные компании из сфер логистики, финансов и ритейла, присутствующие как в центральных регионах, так и на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, — сообщил Робин Де Кейзер, директор по бизнес-решениям и инновациям Orange Business Services в России и СНГ. — В качестве дальнейших шагов мы рассматриваем запуск аналогичной катастрофоустойчивой облачной платформы в одном из крупных городов в восточной части страны».
По его словам, Orange Business Services в России — это единственный международный поставщик комплексных интеграционных телекоммуникационных решений, обладающий собственной развитой инфраструктурой, широким набором лицензий и являющийся национальным оператором дальней связи. Компания работает в 36 крупных городах РФ и имеет свыше 2000 корпоративных клиентов.
Конечно, не может не возникнуть вопрос о целесообразности использовании решения американского производителя в РФ в условиях западных санкций. Каковы риски такого внедрения? «Да, мы рассматривали эти риски и возможные альтернативы на глобальном уровне, — подтвердил Алексей Кречетов. — У нас есть соответствующие наработки, но мы отталкивались от имеющегося бизнес-кейса, поскольку это выгодное решение».
И, наконец, несколько слов о рынке IaaS. «В 2018 г. мы ожидаем рост российского рынка услуг IaaS на 24% до 16 млрд. руб. Это один из самых динамичных секторов рынка ИКТ: в ближайшие годы темпы его роста останутся высокими, а через четыре года объем удвоится, — заявил Константин Анкилов, глава агентства TMT-Сonsulting. — С учетом данной ситуации новое предложение IaaS от Orange на базе ЦОД высокого уровня надёжности при обеспечении SLA будет востребовано и может в дальнейшем способствовать преодолению опасений клиентов в отношении облачных услуг».
Конечно, 16 млрд. руб. на IaaS — пока еще очень скромная величина по сравнению с 1,8 трлн. руб. общего объема телекоммуникационного рынка страны, но это — одна из важных точек роста цифровой экономики РФ, которая очень убедительно выглядит на фоне стагнации традиционных секторов ИКТ.