Многосторонние, обращенные к пользователю ИТ-платформы, такие как развернутые в Google, eBay, Uber и Xbox, приобретают для предприятий стратегическое значение.
Многие до сих пор не знают, что такое многосторонние платформы, хотя они широко применяются уже более двух десятилетий. Это платформы, осуществляющие многосторонний обмен товарами и сервисами. Примерами могут служить платформа работающей по запросам компании Lyft, платформы краудфандинга, такие как Kickstarter, торговые платформы Shopify или Amazon, платформы туроператоров и гостиничного хозяйства типа OpenTable и платформы социальных сетей, таких как Facebook.
Ценность многосторонней платформы тем выше, чем больше у нее пользователей. Например, чем больше людей прибегает к поиску с помощью Google, тем больше у компании данных. А эти данные служат дальнейшему совершенствованию поиска. И чем выше доля рынка у поисковой системы Google, тем больше у нее рекламодателей. Это укрепляет позиции Google, доминирующей на рынке рекламы, и позволяет ей диктовать цены.
«В этом бизнесе существует множество позитивных обратных связей, и они особенно сильны», — заметил как-то основатель Microsoft Билл Гейтс.
Портал eWeek подготовил обзор передового опыта развертывания и использования многосторонних цифровых платформ.
1. Ориентироваться на участников, а не на продукты
Когда речь идет о создании процветающей экосистемы, многопользовательские платформы сталкиваются с проблемой курицы и яйца. Например, платформа для поиска попутчиков должна привлекать как можно больше автовладельцев, чтобы привлечь еще больше пассажиров. Торговой платформе для привлечения покупателей необходимы продавцы. Поскольку ресурсы ИТ-подразделений ограничены, они вынуждены отдавать приоритет тем или иным потребностям и заботиться о том, чтобы все заинтересованные пользователи могли беспрепятственно подключаться к платформе.
Для успеха многосторонних платформ полезно делать главным приоритетом тех, кто предоставляет сервисы или товары. Во всяком случае, в краткосрочном плане. Как обнаружило исследование изготовителя инструментов для онлайновых платежей и многосторонних платформ Stripe, за два года такой подход увеличил доход многосторонних платформ на порядок больше, чем ориентация на потребителей.
2. Многосторонние платформы требуют архитектуры на базе API
Многосторонние платформы состоят из множества систем, которые непрерывно растут и усложняются. Например, Forrester сообщает, что продавцов в наибольшей мере удовлетворяют платформы, которые предоставляют многочисленные сервисы, такие как поддержка пользователей и гарантированная оплата.
Сейчас требуется так проектировать платформы, чтобы их можно было легко интегрировать с различными партнерами и сервисами. Архитектура на базе API позволяет масштабировать платформы в соответствии с потребностями пользователей. API обеспечивают доступную среду, которая осуществляет обмен информацией между внутренними и внешними системами, и создают программируемую среду, которая легко интегрируется с будущими сервисами и системами и расширяет доступность платформы благодаря новым каналам связи.
3. Требование мобильности равносильно требованию более глубокого сотрудничества организаций
По данным компании Nielsen, доступ к пяти из девяти наиболее популярных типов многосторонних платформ осуществляется главным образом через мобильные приложения. Это требует налаживания сотрудничества между командами, разрабатывающими ПО для мобильных устройств, клиентские и серверные компоненты. Затрагивая оба эти компонента, мобильные приложения требуют от руководящих проектами CIO широких знаний, в т. ч. интеграции, безопасности и обеспечения работоспособности в будущем, когда их просят поддержать новый тип мобильных устройств (например, носимые или управляемые голосом интеллектуальные устройства). Между прочим, это предоставляет CIO дополнительные возможности стать лидером в своей организации, поскольку они должны глубоко понимать цели и задачи бизнеса на основе платформы и помогать их определять.
4. CIO все больше участвуют в управлении платформами
На ИТ-подразделения все чаще возлагается ответственность за создание инфраструктуры управления платформами. Круг задач может быть очень обширным: от привлечения квалифицированных специалистов до защиты сведений о потребителях. Действительно, согласно новому исследованию Nielsen, 94% потребителей считают «совершенно необходимым» защиту их контактной информации при использовании многосторонней платформы.
Если CIO хорошо знает, как создавать инфраструктуру, обеспечивающую соблюдение политик и стандартов, имеющих важнейшее значение для итоговых показателей компании, это является большим плюсом платформы.
5. Многосторонние платформы требуют персонализированного опыта работы, который определяет будущее данных
Ценность многосторонних платформ все больше зависит от их способности предоставить персонализированный опыт работы. Например, согласно Nielsen, 74% людей используют платформы, поскольку те помогают им находить продукты или сервисы, которые они не могут найти иными способами.
Персонализированный опыт может быть существенно обогащен при использовании контекстных данных в реальном времени. Торговая платформа может дать более точные рекомендации на основе сигналов, поступающих в реальном времени. Приложение для поиска попутчиков способно понимать текущие условия для водителей, улучшая поддержку в реальном времени.
Используя данные в реальном времени, успешные платформы быстрее реагируют на изменения в физическом мире. CIO должны хорошо знать распределенную природу платформ: данные поступают от разнообразных устройств, из различных мест, от пользователей разного характера, происходят всплески обращений. Это делает приоритетными такие технологии, как периферийные вычисления и обработка данных в реальном времени.
6. Платформы способствуют интеграции Интернета вещей
Интернет вещей (IoT), в сущности, объединяет сервисы и данные. Это открывает широкие возможности для многосторонних платформ, которые подобным образом объединяют пользователей с сервисами и товарами. За счет интеграции с устройствами IoT платформы могут расширить свой потенциал, привлечь новых пользователей и обеспечить удобство работы.
С поддержкой растущей экосистемы устройств IoT возникают новые проблемы. Только один пример: интеграция платежей. Распространение электронных кошельков — а 40% людей, согласно Nielsen, предпочитают иные способы оплаты вместо использования кредитных или дебитных карт — увеличивает потребность в простоте интеграции и в обеспечении защиты. Такие API, как Stripe, позволяют компаниям быстро интегрировать устройства IoT и поддерживать все способы оплаты, включая те, которые могут возникнуть в будущем.
Выбирая API вместо заказной технологии, CIO могут сократить время выхода на рынок и незамедлительно представить своим компаниям результаты работы.