Цифровая реальность — зонтичный термин для технологий дополненной (AR), виртуальной (VR) и смешанной реальности (MR) — постепенно захватывает умы обычных потребителей: красочные картинки, накладываемые одна на другую, пляшущие голограммы, ультрареалистичность игр создают впечатление полного погружения в виртуальные пространства. Но эти технологии и гаджеты, которые с ними работают — нечто большее, чем просто занятные игрушки, скрашивающие времяпрепровождение, пишет на портале InformationWeek глава подразделения стратегии и операций в области цифровой реальности Deloitte Digital Алан Кук.

Наряду с другими технологиями погружения, AR, VR и MR окунают пользователей в мир, полный красок и приключений, поэтому не удивительно, что предприятия хотят поучаствовать в разделе «цифрового пирога», интегрируя их в свои операционные схемы. Например, с помощью виртуальной реальности UPS оттачивает навыки вождения своих водителей прежде чем те пересядут за руль грузовиков. KFC подошла к этому вопросу еще более изобретательно, обучая своих сотрудников при помощи интеллектуальной игры «Escape room». Ее смысл заключается в том, что для того, чтобы покинуть комнату, нужно пройти пошаговый квест по приготовлению курицы.

Даже по этим двум примерам видно, что способы применения технологий цифровой реальности могут сильно разниться. Изобретение собственного подхода требует недюжинной смекалки и воображения, к тому же бизнес-лидеры, у которых наверняка имеется опыт неудачных инвестиций, не всегда готовы к экспериментам с неопределенным результатом. В то же время некоторых ИТ-лидеров может беспокоить постоянная технологическая эволюция, которая сегодня выбрасывает на поверхность одни технологии, а завтра — совсем другие, и за всеми ними трудно уследить, не говоря уже об инвестировании.

Нужно смириться с тем, что мир технологий так изменчив — это не должно мешать руководителям внедрять в свои бизнес-модели цифровую реальность. Есть косвенные признаки того, что уже совсем скоро цифровая реальность готова «взлететь» — популярности ей добавляют сопутствующие технологии, поэтому те компании, которые воспользуются преимуществами раннего выхода на рынок, получат ощутимые выгоды. Но как же проникнуть в цифровую реальность? На первый взгляд может показаться, что это неизведанная территория, но на самом деле существует несколько общих моментов, которые помогут ИТ-лидерам подступиться к разработке комплексного решения.

1. Приобретение инструментов. Для того, чтобы запустить проект, «заточенный» под цифровую реальность, требуются инструменты. Среди прочего к ним можно отнести устройства захвата 3D-изображений высокой четкости, а также оборудование для склейки изображений. Для воссоздания реальной среды для взаимодействия с виртуальными пользователями лучше всего воспользоваться игровыми движками Unreal и Unity — они прочно заняли игровую нишу.

2. Подготовка к экспериментам. Учитывая, что ИТ-специалисты большинства компаний, как правило, не обладают богатым опытом работы с цифровой реальностью, важно воспитать у своих сотрудников чувство ответственности за все аспекты своей новой стратегии. После того, когда будут подготовлены инструменты и ресурсы, командам нужно выделить время для ознакомления и экспериментов с наборами разработчиков. Накопленные в ходе опытов знания повысят профессиональные навыки команд и помогут оформить костяк проекта — основную группу сотрудников, обладающих практическим опытом создания коммерческих приложений.

3. Цифровая реальность — проект в вечной прогрессии. Каждый цифровой проект уникален. Это связано с тем, что рынок цифровой реальности только начинает приобретать видимые очертания, но, с другой стороны, он также открывает возможности для тех компаний, которые не желают кому-либо подражать и ищут свой путь. Цифровая реальность — это отсчет нового бизнес-измерения, где сервисы и услуги примут виртуальный вид, поэтому не стоит ограничивать свою фантазию и пробовать свои силы сразу в нескольких цифровых проектах.

Не остается сомнений, что цифровые проекты будут расти в геометрической прогрессии, что связано с эффектом масштаба: каждый год продаются миллионы шлемов виртуальной реальности, гарнитур, очков и прочих гаджетов, а это значит, что для них во все больших количествах пишутся приложения. С приходом на этот рынок предприятий рост инноваций ускорится еще больше. Тем не менее, пока что не существует эталонных решений — первооткрыватели сами должны их искать, отталкиваясь от своих целей и потребностей. Технологии всегда будут развиваться, а это значит, что будет всегда совершенствоваться и ваш проект.

Рынок цифровой реальности набирает обороты

Может показаться, что излюбленная многими стратегия «наблюдать и ждать» лучше всего проявит себя на еще незрелом рынке, когда не очень понятно, как и куда двигаться без оглядки на конкурентов. Однако ожидание в ситуации, когда рынок цифровой реальности стремительно ускоряется и, возможно, в ближайшие несколько лет изменит представление о традиционном бизнесе на предприятиях, может оказаться гибельным. Как не остаться в стороне? Для этого нужно выстроить стратегию развития компании, которая бы помимо других векторов развития отображала цифровую реальность. Как уже говорилось, лучше всего начать с плановых экспериментов и после того, как команды наберутся опыта, не исключено, что они спроектируют действительно полезные приложения.