Цифровая трансформация бизнеса, ведущаяся в самых разных отраслях, не могла не затронуть и отрасль ИТ, которая, с одной стороны, сама является бизнесом, а с другой, выступает в роли проводника и движущей силы такой трансформации во всей экономике. Выступая на очередной партнерской конференции Merlion IT Solutions Summit, директор по дистрибуции дивизиона VAD компании Merlion Игорь Солнцев подчеркнул, что если сегодня дистрибьютор хочет сохраниться на рынке, он должен менять модель бизнеса и отношения с партнерами. Меняться должны и сами партнеры. По сути, о том, по каким направлениям будут идти эти изменения, и шел разговор на данной конференции.
Вице-президент по работе с партнерской экосистемой IBM в Европе Диего Сегре рассказал, что его компания суммирует и анализирует запросы клиентов по всему миру и ретранслирует их своим партнерам. Основной тренд он видит в продолжающемся переходе компаний на сервисную модель. Все чаще они передают отдельные функции на аутсорсинг и формируют бизнес-процессы из подобных разнородных микросервисов. В этих условиях особые требования предъявляются к сервис-провайдеру нового типа, которому нужно консолидировать усилия и экспертизу множества традиционных реселлеров, поставщиков решений и услуг с добавленной стоимостью.
По мнению директора по развитию бизнеса компании Merlion Юлии Печниковой, переход от потребления товаров к использованию сервисов, базирующихся на современных прорывных цифровых технологиях, таких как искусственный интеллект, Интернет вещей (IoT), блокчейн, робототехника и дополненная реальность, постепенно охватывает самые разные отрасли. Все чаще люди отказываются от покупки автомобиля в пользу сервиса по его использованию в нужное время и в нужном месте. В России на слуху каршеринг, но в других странах есть подобные сервисы с более широким набором опций. Традиционное телевидение вытесняется интернет-каналами типа YouTube, в которых контент и график его просмотра выбирается самим пользователем.
Юлия Печникова призналась, что термин «прорывной» — это сознательно смягченный ею вольный перевод английского disruptive (разрушающий), сделанный для того, чтобы избежать излишних негативных ассоциаций. Думается все-таки, что если быть до конца честными, следует признать, что новые технологии нередко имеют и тот самый разрушающий эффект. Вспомним хотя бы практически исчезнувшую с приходом цифры отрасль пленочной фотографии и крах компаний, прозевавших новый технологический тренд. И тогда, возвращаясь к приведенным выше словам Игоря Солнцева, следовало бы констатировать, что задача любой компании сегодня — избежать разрушающего эффекта новых технологий и максимально использовать их прорывные возможности.
В ИТ самый яркий пример сервисного подхода — это облака. Спрос на облачные сервисы растет как во всем мире, так и в нашей стране. Согласно данным IDC, озвученным директором по исследованиям представительства этой компании в России и СНГ Еленой Семеновской, объем рынка облачных сервисов в нашей стране составил в 2017 г. 400 млн. долл. Полагают, что в ближайшие годы его устойчивый рост продолжится, а суммарный объем в 2021 г. приблизится к отметке 600 млн. долл. Львиную долю этого рынка составляют SaaS-сервисы, но самые высокие темпы роста демонстрирует сегмент IaaS. Одно из важных достоинств облаков в том, что они обеспечивают предприятиям разного масштаба доступ к самым современным инновационным технологиям, не требуя при этом существенных капитальных затрат.
Отмечается, что поскольку в силу разных причин компании сегодня не готовы переносить все свои системы в публичное облако, им придется использовать гибридные конфигурации. Наряду с частными облаками, разворачиваемыми на площадке заказчика, все большую популярность приобретают так называемые «облака на местах» (cloud at customer), когда поставщик за свои деньги создает на площадке заказчика программно-аппаратную конфигурацию частного облака, эксплуатация которой оплачивается как услуга по мере использования тех или иных ее ресурсов. Одно из достоинств такой модели — простота переноса сервисов или дополнительных нагрузок из частного в публичное облако того же провайдера.
Совершенно очевидно, что в таких условиях методы работы дистрибьютора также требуют трансформации. На конференции руководителем направления Merlion Cloud Антоном Саловым был представлен маркетплейс, или своеобразный агрегатор облачных услуг MerliONCloud, на котором один или несколько партнеров Merlion смогут формировать и продавать собственные услуги или вендорские сервисы и приложения. Казалось бы, клиенты могли бы покупать подобные подписки и самостоятельно. Но работать через дистрибьютора и канальных партнеров им будет гораздо удобнее: не придется заключать договоры с первичными вендорами, вдаваться в детали лицензионной политики и оплаты в соответствии с российским законодательством и в российских деньгах различных, в том числе гибридных, конфигураций. Партнер поможет в выборе лучшего провайдера тех или иных услуг, обеспечит техническую поддержку, поможет в миграции существующей онпремисной функциональности в облака.
На сайте MerliONCloud клиентам и партнерам доступна витрина всех сервисов и биллинговая система для оперативной оплаты продаваемых и потребляемых услуг. Со своей стороны Merlion обеспечит маркетинговую поддержку и обучение партнеров. На прошлогоднем Merlion IT Solutions Summit был представлен похожий облачный маркетплейс для продажи подписок на ПО, базирующийся на решениях купленных незадолго до этого дистрибьютором компаний Velvica и «Рентсофт». В сравнении с ним спектр предложений MerliONCloud гораздо шире: на нем будут интегрироваться сервисы не только поставщиков ПО, но и инфраструктурных IaaS-провайдеров, а также появятся специализированные отраслевые решения отдельных партнеров. По словам Антона Салова, на первых порах круг сервисов, предлагаемых MerliONCloud, будет ограниченным, но предполагается, что уже через три года их число достигнет сотни, а количество партнеров, участвующих в данной облачной экосистеме приблизится к 300.