Времена, когда компании могли в одиночку преуспеть в создании нового, ушли в прошлое, и на наших глазах рождается новая экономика совместных проектов. Об этом процессе размышляет на портале InformationWeek вице-президент Cisco Мачек Кранц.
Когда-то мысль о том, что такие компании, как Google и автогигант Honda, могут заниматься совместными разработками, образуя технологический конгломерат, казалась неправдоподобной. Однако сегодня это реальный факт, и этот альянс занимается созданием нового беспилотного автомобиля. Это лишь один из примеров крупного сдвига на рынке технологий, когда казалось бы далекие по своему профилю компании объединяются для реализации совместного замысла, опираясь на общий пул талантливых специалистов, работающих над разными аспектами единого инновационного проекта.
Происходящие перемены знаменуют новую эру сотрудничества, совместных разработок, сотворчества, совместных форм маркетинга, поддержки, технического воплощения и инноваций, то есть формирование «соэкономики» (сo-economy).
Прошли те дни, когда технологический вендор мог в одиночку выдать «под ключ» законченное отраслевое решение. И один лишь вертикально интегрированный подход уже не может решать весь комплекс задач технологически ориентированного бизнеса. Темпы инноваций сегодня чрезвычайно велики, а ожидания людей растут с каждым днем. Иными словами, ни одна компания уже не может преуспевать, замыкаясь в собственных стенах.
И тут на арену выступает соэкономика. Пусть это кажется еще одним громким термином, но соэкономика совершенно изменяет то, как мы ведем бизнес, как мы работаем и даже как мы живем. Если говорить простыми словами, то соэкономика является новым подходом к бизнесу, основанным на взаимодействии партнеров внутри и вне организации. Эта партнерская экосистема — включающая горизонтальные, вертикальные, гиперлокальные или региональные группы специалистов, представляющих стартапы, крупные компании, заказчиков, академические круги, исследователей, органы стандартизации и госучреждения — должна действовать в тесном сотрудничестве над разработкой и поставкой на рынок принципиально новых решений.
Роли отдельных партнеров могут быть разными, но ключевые игроки объединяют свои профессиональные возможности, способности, опыт, углы зрения и иные ресурсы. И эта совместная работа создает ясно ощутимые конкурентные преимущества. Трудясь рука об руку с другими новаторами, вы быстрее выходите на рынок с более высокими качествами продуктов, так как вашу работу проверяют многие эксперты. Вы снижаете свои затраты, используя повторяемые решения, и эффективнее удовлетворяете запросы пользователей. Вы быстрее и с меньшими рисками расширяете производство, поскольку вы соединяете знание горизонтальных технологий и вертикальных и региональных рынков. При наличии группы разных партнеров с разными идеями вы даже усиливаете свою креативность и расширяете свои горизонты. На этой основе могут создаваться новые бизнес-процессы, рынки и ценностные предложения, о которых вы раньше даже не могли подумать.
Примером реального эффекта соэкономики может служить проект CityVerve в Манчестере (Великобритания) с участием Cisco. Эта инициатива осваивает возможности технологий Интернета вещей для цифровизации жизни Манчестера ради удобства жителей и гостей города. Платформу CityVerve создает широкий консорциум из более чем двух десятков организаций, включая Городской совет Манчестера, Manchester Science Partnerships, Университет Манчестера, Cisco и British Telecom. Более того, в задачи CityVerve входит и создание масштабируемого прообраза «умных» городов всего мира, что было бы абсолютно нереальным для какой-то компании, работающей в одиночку.
Даже если ваша компания традиционно привыкла работать как одинокий волк, у вас есть возможность влиться в новую соэкономику. Выскажем на этот счет ряд полезных практических соображений.
Забудьте про понятие «новатор-одиночка». Для начала следует выбросить за окно представления о «новаторах-одиночках» или «индивидуальных инициативах». Забудьте все, что вы слышали про одиноких гениев, круглосуточно работавших над своим изобретением в каком-то гараже. Отбросьте мысль, что одна вертикально-интегрированная компания должна командовать рынком. Настоящее предпринимательство требует взращивания среды совместной работы, поддерживаемой партнерами с разными ресурсами, опытом и взглядами.
Ломайте внутренние барьеры. Сможете ли вы влиться в совместную инновационную деятельность, если ваша организация поделена на разрозненные бизнес-подразделения? Прежде чем пытаться привлекать внешних партнеров, обратите внимание на свои внутренние взаимоотношения. Например, если вы фокусируетесь на IoT, сделайте так, чтобы ИТ и операционная технология работали вместе, так как IoT требует и ИТ-опыта в горизонтальных технологиях, и предметного опыта в операциях. Однако помните, что устранение разрозненности бизнеса требует определенного управления переменами, поскольку вы перестраиваете внутреннюю культуру и процессы.
Расширяйте свое окружение. Какова бы ни была роль вашей организации в технологической экосистеме, вам надо выстраивать отношения с партнерами и находить новые пути работы с ними. Если вы не знаете, с чего начать, присоединитесь к локальным и региональным сетям делового общения. Создавайте новые связи через каналы социальных сетей. Сами организуйте мероприятия, конференции или рабочие группы. Подумайте про публичное открытие инновационного центра своей организации или лаборатории для исследований и разработок. Побуждайте заниматься аналогичной деятельностью и свой персонал. Где бы вы ни находили партнеров, помните, что они должны дополнять силы вашей компании.
Будьте открытыми к разнообразию. Выстраивая свою экосистему, принимайте с распростертыми руками разные мнения, взгляды и род опыта. Даже если ваши партнеры будут представлять разные отрасли или социально-экономические условия, вы убедитесь, что с ними будет намного легче исследовать и реализовывать новые идеи.
Концентрируйтесь на заказчиках. Как бы ни был широк круг ваших партнеров, в центре вашей экосистемы должен находиться пользователь ваших продуктов или сервисов. Многие пользователи технологий больше не хотят быть молчаливыми наблюдателями, только подписывающими договор и активизирующимися в период бета-тестирования. Они хотят работать с вами, соучаствуя в создании решений для их текущих и будущих нужд. Поэтому, налаживая партнерство, фокусируйтесь на решении специфических бизнес-проблем своих заказчиков, а не на том, чтобы просто продавать им продукт или сервис. Если они будут вовлечены в полный жизненный цикл вашей разработки, вы сможете находить новые пути к созданию ценностей ради удовлетворения запросов своих заказчиков и привлечения новых клиентов.
К соэкономике как нигде подходит понятие «взаимовыгода». Если ваша организация научится применять на практике описанный подход к совместным разработкам, устраняя разрозненность, расширяя свое окружение и концентрируя внимание на заказчиков, выиграете и вы, и все остальные участники вашей экосистемы.