Общая рекомендация такова: учиться, учиться и еще раз учиться. Однако тут же возникают вопросы: где именно учиться и чему именно учиться? Ответы на них можно найти в той части отчета Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs 2018», которая посвящена итогам опроса представителей российских компаний, работающих в различных отраслях. В нем, среди прочего, перечисляются (упорядоченные по частоте упоминания) новые технологии, которые в обозримом будущем планируют освоить отечественные предприятия.
Легко заметить, что этот список сильно пересекается с перечнем основных сквозных цифровых технологий, приведенным в нацпрограмме «Цифровая экономика»:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределенного реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный Интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Вот эти технологии и должны в первую очередь осваивать граждане, не желающие лишаться своих рабочих мест и становиться жертвами цифровизации.
Отечественные респонденты исследования ВЭФ считают, что для соответствия новым требованиям следует дообучить или переобучить (reskilling ) свыше половины личного состава предприятий и организаций. При этом для 12% cотрудников время, потраченное на повышение квалификации, составит не более месяца, а для 10% — cвыше года. Есть, конечно, и промежуточные сроки: от одного до трех месяцев (15%); от трех до шести месяцев (10%); от 6 до 12 месяцев (7%). Другое дело, станут ли владельцы бизнесов и/или назначенные ими топ-менеджеры тратиться на повышение квалификации уже существующего персонала или пожелают нанять новых сотрудников, знающих толк в перечисленных выше технологиях. «Тут возможны самые разные варианты, — полагает Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners и руководитель проекта The Future of Jobs 2018 в России. — Возможно, работодатель сочтет, что ему не следует тратить время и деньги на переобучение тех, кому надо учиться год и больше — и наймет новых, уже обученных. Также возможно, что работодатель автоматизирует рабочие места тех, кому переобучение не потребуется».
Что касается способов обучения, то общепризнанных нет, но на основании опроса выявлены следующие:
- внутрикорпоративное обучение (47%);
- частные курсы и тренинги (26%);
- частные учебные заведения (19%);
- государственные учебные заведения (19%);
- государственные курсы и тренинги (16%).
Cвою лепту в подготовку и переподготовку кадров для цифровой экономики планирует внести и государство. Так, в разделе «Кадры для цифровой экономики» программы «Цифровая экономика» сформулированы следующие задачи:
- мотивировать компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан ключевым компетенциям цифровой экономики (срок — 31.12.2020);
- обеспечить содействие гражданам, в том числе старшего возраста, в освоении ключевых компетенций цифровой экономики (срок — 30.11.2021);
- создать условия для выявления, поддержки и развития талантов в областях математики, информатики, цифровых технологий для развития цифровой экономики (срок — 31.12.2021).