Вице-президент и главный аналитик компании Constellation Research Дайон Хинчклиф проанализировал на страницах портала ZDNet главные уроки, усвоенные организациями на первых шагах к цифровой трансформации, и поделился прогнозами по трендам развития этого процесса в будущем году.

Тот факт, что крупномасштабные перемены — дело непростое, конечно, ни для кого не сюрприз. Сложнее свыкнуться с мыслью, что они становятся регулярно повторяемым процессом. Опыт также научил нас тому, что трудности преобразований в цифровой сфере часто связаны не столько с технологией, сколько с людьми. Тем не менее, мы сталкиваемся с растущим количеством вызовов, связанных со сменой технологий, и хорошо известно, что чем крупнее и старше организация и чем дальше ее профиль от собственно технологической индустрии, тем труднее отвечать на эти вызовы.

Начнем с хороших новостей. В последние несколько лет большинство организаций взялось за ту или иную форму цифровой трансформации. Она может касаться лишь какой-то определенной функции, а может и быть скоординированной по группе функций типа пользовательского опыта или цифровизации продуктов и сервисов. Однако так или иначе круг основных проблем, с которыми сталкиваются вставшие на этот путь организации, стал принимать определенные очертания, связанные с типами трансформации, а также с представляемыми отраслями и географическими регионами.

Цифровая трансформация — топовый бизнес-приоритет на 2019 г.

Большинство организаций полагает, что к 2020 г. в среднем половина их доходов будет генерироваться в цифровых каналах. Далее, по оценкам Всемирного экономического форума к 2025 г. общий экономический эффект цифровой трансформации в отношении бизнеса и общества превысит 100 трлн. долл. Нетрудно найти и другие данные того же сорта. Все это отражает актуальные макроэкономические тренды, показывающие в чем будет состоять будущий потенциал бизнеса основной массы предприятий. Как бы вы к этому ни относились, но самые перспективные возможности роста большинства организаций сегодня состоят в том, чтобы захватить пустующие места на быстро расширяющихся цифровых рынках.

Новейшие тренды цифровой трансформации на предстоящий год отражают ряд особенно трудных уроков, усвоенных предприятиями в последние несколько лет как в плане бизнеса, так и по линии технологии. Стоит уделить время тому, чтобы понять, как была добыта эта информация, чтобы организации, встающие на новый путь, могли избежать повторения многих болезненных, дорогостоящих и съедающих драгоценное время промахов. Как говорится, умный учится на чужих ошибках. Разумные организации могут сэкономить годы своего труда, если примут к сведению то, чему уже научились двигавшиеся впереди них.

Бизнес-тренды

Цифровой трансформацией руководит CEO

Многие годы роль явного лидера в цифровой трансформации играл руководитель ИТ-службы организации (CIO), а в последнее время также директор по цифровым технологиям (CDO). Нынешние данные показывают, что в более зрелых в цифровом плане организациях эти процессы определенно возглавляет высшее руководство в лице CEO (41% против 22% в компаниях, только встающих на путь цифрового прогресса), а не CIO (16% соответственно против 23%). Об этом резком сдвиге свидетельствует недавний отчет MIT Sloan School of Management. Хотя он имеет сложные и тонкие причины, основная из них состоит в том, что цифровая трансформация ныне становится одним из главных приоритетов бизнеса в целом.

Важными факторами этого сдвига являются и естественные должностные функции CEO, а также возможность CEO мобилизовать внимание и ресурсы всей организации на достижение поставленных целей. Компетенция же CIO и CDO в большей мере сконцентрирована вокруг собственно технологических возможностей, а не вокруг поведения людей, изменения культуры и бизнес-моделей организации. Одной из давних проблем цифровой трансформации всегда было наличие крепкого лидера. И CEO располагает всей полнотой ответственности и власти, а также, что вероятно не менее важно, способен направить на намеченное дело достаточный бюджет. Можно спрогнозировать, что в 2019 г. роль CEO в реализации цифровых инициатив еще больше усилится.

Повышение образования, развитие навыков и культурные перемены

При всей важности фокуса на технологических компонентах человеческая сторона перемен, необходимых для цифровой трансформации, часто остается в тени. Персоналу организации требуется наполнять эту трансформацию реальным содержанием, хотя зачастую для этого у него недостаточно сил и средств с точки зрения квалификации, культуры, менталитета, склонностей и талантов. Цифровые инициативы немалого числа организаций разбились о подводные камни недостаточной способности воплотить их в практику или неадекватно сформированной среды. Сегодня 39% организаций ставят в первую пятерку препон для цифровой трансформации отсутствие соответствующе подкованного персонала. Хорошей новостью является то, что организации начинают для поддержки цифровой трансформации усиливать фокус на повышение квалификации работников и улучшать его методы. В 2019 г. этот тренд станет еще заметнее, и умные цифровые лидеры будут активно задействовать ресурсы своих департаментов обучения и развития.

Улучшение интеграции цифровых инициатив

Распыленные и разобщенные усилия по цифровой трансформации прошлых лет постепенно складываются в портфель более интегрированных цифровых инициатив. Однако пока нельзя сказать, что они становятся единой программой цифровой трансформации. Частота провалов крупных технологических и бизнес-инициатив сегодня, как и прежде, весьма высока и составляет около 70% всех намечаемых (не только цифровых) перемен. Опытные управленцы старательно стремятся этого избегать. Тем не менее, поскольку по данным опросов 85% всех принимающих решения корпоративных руководителей рассчитывают примерно на двухлетний срок для лучшей интеграции инициатив, не приходится сомневаться, что ключом к ускорению и достижению лучших результатов являются координированные корпоративные усилия в направлении единого подхода, коллективного планирования, экономии от масштаба и общей модели данных. Хорошим вариантом для свободно сопряженной кооперации цифровых усилий являются гибкие организационные решения типа центров передового опыта (centers of excellence). Они, в частности, позволяют эффективно координировать мелкомасштабные низкорисковые инициативы, которые не очень зависят друг от друга.

Активная реакция на встречный ветер новых регулятивных мер

Добавочные сложности во многие цифровые инициативы, особенно глобального характера, вносят недавно принятые цифровые директивы типа европейского регламента GDPR. Хотя некоторые организации могут решить попросту отказаться от работы в регионах с дорогостоящими или обременительными законодательными требованиями, этот путь неприемлем для более крупного бизнеса с обязательствами перед клиентами и партнерами в разных странах мира. В 2019 г. цифровое регулирование вероятно усилится, и надо быть готовым к проактивному предотвращению торможения цифровых проектов и инициатив. Светлым лучом можно считать тот факт, что многие крупные провайдеры облачного стека, включая Amazon и Azure, уже закладывают прямо в свои предложения функционал, обеспечивающий соблюдение GDPR.

Реализация упущенного потенциала внутренних коммуникаций

Как ни странно, но при нынешнем фокусе управленцев на цифровой трансформации большинство рядовых работников, как правило, ничего не знает про планы своих организаций. Отсутствие коммуникаций сверху вниз является упорной проблемой, мешающей работникам быть в курсе инициатив руководства, координировать усилия и активно поддерживать цифровые перемены на каждом уровне организации. Хотя давно известно, что хорошие коммуникации ускоряют успешную реализацию бизнес-инициатив, они остаются серьезным и больным вопросом, учитывая требуемые темпы, непривычность и сложность цифровых перемен. Но также известно, что эту ситуацию не так уж сложно исправить. Цифровая трансформация — это командный спорт, требующий всеобщей заинтересованности и умения работать на воплощение идеи более отзывчивой и активной организации, окруженной богатой и растущей цифровой экосистемой. За данными далеко ходить не надо. В одном солидном исследовании было установлено, что успех трансформации повышается в 5,8 раз, когда CEO доводит до коллектива наглядный и хорошо аргументированный план перемен. В 2019 г. руководители организаций должны улучшать свои внутрикорпоративные коммуникации, включая обратные связи с цифровыми лидерами низового уровня, от которых можно узнать много ценного и многому научиться.

Обеспечение масштабируемости и жизнестойкости изменений

Один из главных уроков прошлого состоит в том, что для быстрейшего осуществления перемен необходимо активно работать с теми, кто в этом более заинтересован и мотивирован. Многие CIO и другие цифровые лидеры считают для цифровой трансформации очень важной атмосферу дискуссий с такими «агентами перемен». Широкомасштабное культивирование таких дискуссий является одним из способов избежать хорошо известного эффекта выгорания чрезмерно централизованных проектов, в которых за подъемом часто следует спад и которые почти не поддаются распространению вширь. В числе других новых подходов к обеспечению масштабируемости и жизнестойкости трансформационных проектов можно назвать самостоятельность в выборе партнеров, участие в сетях разработчиков, где публикуются открытые API, внешние хакатоны, стимулирующие открытые инновации, и новые платформы с минимальным кодированием для непрофессиональных разработчиков и специалистов по данным.

Технические тренды

Стратегические подходы к использованию корпоративных данных

Одной из крупных проблем, сдерживающих многие инициативы, является несогласованное, фрагментированное, дублируемое и разобщенное использование данных, характерное для многих предприятий. Эту проблему даже можно назвать одной из форм технического долга. Давно говорится о том, что для успешного движения вперед организации должны создавать более прочный фундамент для работы с данными, выделяя время на подготовку заделов на будущее. Это подтверждают успехи цифровой трансформации в таких компаниях, как международный интернет-магазин Nordstrom, который сфокусировался на ослаблении привязки данных к своим местным филиалам и для улучшения пользовательского опыта начал объединять информацию из разных мест. Хотя управление мастер-данными и другие общекорпоративные проекты часто кажутся непосильной задачей, ныне стало намного легче, чем раньше, шаг за шагом создавать проверенный и безопасный фундамент данных, на котором можно будет строить цифровые инициативы. Сегодня одним из самых перспективных и жизнеспособных подходов в этом плане являются открытые корпоративные микросервисы. В 2019 г. этот тренд, по всей видимости, будет сильно расширяться.

Реалистическая оценка и уменьшение технического долга

ИТ-инфраструктура многих организаций в последние годы обросла огромными размерами технического долга, накопление которого сильно тормозит цифровую трансформацию. Сюда относится и латание прорех в устаревших решениях, и манкирование обновлением систем, и импровизированные решения технических проблем, которые помогают лишь на короткий срок. Вся эта внебалансовая цифровая задолженность является существенным барьером для CIO, перед которым стоят трансформационные задачи. Организация должна трезво оценить и понять истинные размеры своего технического долга, а CEO и совет директоров должны принять меры к его оплате, чтобы расчистить путь к осуществлению цифровой трансформации.

Обновление и усовершенствование облачной стратегии

Основным средством для реализации практически всех инициатив цифровой трансформации является использование той или иной комбинации облачных сервисов. Тем не менее, хотя с начала освоения различных возможностей облака, включая гибридные и многооблачные решения, прошел неполный десяток лет, многие предприятия так и не смогли сформировать на будущее внятную облачную стратегию. В этом отчасти не их вина, поскольку на ландшафте публичных облаков протекали быстрые изменения, которые вызывали смены состава игроков и привели к конкурентной схватке между Amazon, Microsoft и Google. Тот факт, что до 80% предприятий уже используют многоблачные ресурсы, серьезно осложняет решение задач трансформации. В перспективе предприятия будут иметь дело с еще более сложными и динамичными (даже меняющимися в реальном времени) многооблачными средами, которые, по мнению многих экспертов, являются будущим ИТ. Но на практике организации часто тщетно ищут возможность получить все что нужно от одного вендора, хотя сегодня это уже невозможно. В 2019 г. организации будет все больше интересовать модель, в которой с одной стороны присутствует основной облачный вендор, предоставляющий базовую платформу цифровой трансформации и имеющий для этого соответствующий бизнес и технические возможности, и с другой стороны используются многооблачные средства управления для решения дополнительных задач.

Интенсивная работа в сфере цифрового опыта людей

Пожалуй, главным приоритетом большинства крупных инициатив цифровой трансформации является улучшение пользовательского опыта, который сегодня причисляется к основным факторам успешного роста рынка и удержания покупателей. Однако многим предприятиям здесь еще предстоит пройти длинный путь. Тем не менее, сегодня существует новое поколение архитектур, средств и методов, значительно ускоряющих и индустриализирующих формирование пользовательского опыта покупателей, партнеров и внутренних рабочих мест. Но, чтобы продвинуться в этом направлении, предприятиям необходимо модернизировать свой инструментарий и реорганизовать свою деятельность, на что потребуется время. Ввиду императивного характера задач, связанных с улучшением цифрового опыта, в 2019 г. в этой сфере будет наблюдаться значительная активность и выделяться крупные инвестиции.

Систематические эксперименты и внедрение революционных технологий

В повестке 2019 г. стоит немало новых технологических приоритетов, включая 5G, искусственный интеллект, машинное обучение, IoT, а также технологии блокчейн и распределенного реестра. Огромный список того, что предприятия должны как-то абсорбировать, чтобы идти в ногу со временем, в предстоящем году наверняка пополнится и другими новшествами. Многие организации уже научились активно экспериментировать с новациями, часто взаимодействуя с партнерами и стартапами, предпринимая пилотные проекты и быстро внедряя перспективные вещи в бизнес. И в будущем этот тренд только усилится.

Усиление упора на аналитику

Хотя для полной реализации идеи предприятия, управляемого количественными данными, еще потребуется научиться подключать к сетям больше разнообразных вещей, последнее время большинство организаций проявляет огромный интерес к тому, что называется Data Science. Это подтверждают последние исследования. Расходы на аналитику, машинное обучение и исследование данных быстро растут, и 60% CIO сегодня расширяют эту строку своих бюджетов. В 2019 г. следует ожидать роста деятельности центров передового опыта в области аналитики, обучающих использованию Data Science в управлении предприятиями, а также интенсивного поиска и повышения квалификации соответствующих кадров, особенно в целях поддержки инициатив цифровой трансформации.

Не стоит заблуждаться, решение каждого из перечисленных вопросов цифровой трансформации станет крепким орешком даже для обеспеченных ресурсами организаций. Однако если компания опустит руки, она не сможет успешно конкурировать и не получит тех преимуществ, которых смогут достичь в следующем году более сильные и упорные игроки на арене цифровой трансформации. Это одна из причин, почему цифровая трансформация требует нового образа мыслей, на который не способен или к которому не готов традиционный тип ИТ-департаментов.

Многие организации сегодня уже планируют свои бюджеты на 2019 г. И для них самое время сфокусироваться на финансировании ключевых аспектов в продвижении инициатив цифровой трансформации.

Чтобы успешно двигаться вперед, цифровые лидеры должны делиться друг с другом усвоенными уроками и активно учиться у своих коллег по роду деятельности. Перед нами открывается эра, преисполненная гигантскими возможностями и грандиозными вызовами, но требующая объединения наших знаний. Будем надеяться, что в 2019 г. мы сможем значительно продвинуть наши инициативы в области цифровых перемен, трансформации и модернизации.